Автомобильный рынок Молдовы: между войной, кризисом полупроводников и ростом цен

Прогнозы для автомобильного рынка на 2022 год, появившиеся в начале этого года, больше не актуальны.

Понятно, что никто не ожидал настоящей войны в сердце Европы, поэтому все стало непредсказуемым. Сейчас автомобильный рынок восстанавливается так же, как и в начале пандемии Ковида. Если в 2020 году автосалоны и рынки были закрыты, то теперь, с 24 февраля, в течение нескольких недель люди находятся в режиме ожидания из-за неопределенности на границе с Республикой Молдова. Но делать прогнозы о спросе/предложении автомобилей, когда никто не знает, как и когда закончится война, не совсем профессионально.

Поэтому MOGO представляет вам анализ последствий, которые уже чувствуются на автомобильном рынке Республики Молдова. Сегодня уже точно известно, что мировую автомобильную промышленность ожидает сокращение производства автомобилей примерно на три миллиона единиц. Европейские заводы, которые обеспечивают автомобилями большинство автосалонов в Республике Молдова, оценивают сокращение объемов производства на 700−800 тысяч автомобилей по сравнению с 2021 годом.

Меньше новых автомобилей

Для более четкой картины начнем с новых автомобилей. Для автогигантов завоевание такого маленького рынка, как рынок Республики Молдова, не является проблемой, даже если приведенные выше цифры кажутся высокими. Кроме того, некоторые автомобили, предназначенные для Украины, могут оказаться в салонах Молдовы, так как в настоящее время у соседей нет желания покупать новые автомобили.

Автодилеры избегают обсуждать проблемы с обеспечением достаточного количества автомобилей, но автоэксперты утверждают, что, по крайней мере сейчас, нестабильность в регионе вряд ли повлияет на первичный рынок. Большинство новых автомобилей в молдавских автосалонах производятся на Западе и без проблем поступают в Молдову. Те немногие марки автомобилей, которые производятся на Востоке, доставляются на кораблях через европейские порты, после того как украинские порты оказались заблокированными.

В то же время молдавские импортеры по-прежнему сталкиваются с еще более старым кризисом — производители так и не преодолели проблемы с нехваткой полупроводников. В результате в салонах уже нет моделей с характеристиками прошлых лет.

Низкое предложение новых автомобилей делает подержанные автомобили дороже

Глобальная инфляция и снижение предложения новых автомобилей значительно оживили рынок подержанных автомобилей. Большинство машин, представленных на наших автомобильных рынках, куплены на аукционах либо в США, либо в странах Европейского Союза. Однако торги изначально стартуют с высоких цен. Таким образом, общий рост цен за последний год можно почувствовать как только вы окажетесь на парковке с машинами на продажу в Кишиневе.

Война также радикально изменила логистику импорта автомобилей из-за рубежа. До 24 февраля подержанные автомобили прибывали в пункт назначения через порт Одессы, но теперь импортеры предпочитают перегружать их в Клайпеду (Литва). Балтийское море было выбрано после того, как импортеры убедились, что порт в Констанце не справляется с большим объемом товаров, перенаправленных после начала войны. Изменение географии логистики, очевидно, также повлияло на цены на перевозку.

«Перевозка автомобиля по маршруту Нью-Йорк-Одесса-Кишинев стоила около 1 400 долларов, а теперь с перевалкой через Литву она обходится нам в 2 000 долларов», — рассказал Вадим Чебану, один из поставщиков американских автомобилей в Молдове.

Невероятно, но, по словам импортеров, возросшие транспортные расходы не отражаются на цене автомобиля. Вадим Чебану говорит, что спрос на американские автомобили упал после ухода украинских покупателей с американского рынка. Следует отметить, что Украина, население которой составляет около 40 миллионов человек, ежемесячно импортировала из-за рубежа около 20 000 автомобилей.

К сожалению, никто не может предвидеть как изменится ценовая тенденция, независимо от того, идет ли речь о новых или подержанных автомобилях. В связи с этим наши эксперты рекомендуют не откладывать покупку автомобиля своей мечты до тех пор, пока вам удастся накопить всю необходимую для его покупки сумму. То, что сегодня можно купить за 10 000 евро, завтра может стоить 11 000 или 12 000 евро. А если у вас нет всей суммы, одно из решений — это автокредит, и MOGO всегда является правильным и надежным выбором компании автокредитования в Молдове.

По словам директора компании по автокредитованию Mogo в Молдове, Вячеслава Лукьяненко, авторынок саморегулируется и вместе с ростом цен на подержанные автомобили уменьшается покупательская способность населения. Эти два явления привели к повышенному спросу на подержанные автомобили в ценовом диапазоне до 10 000 ЕВРО. На данный момент спрос превышает предложение и наши партнёры закупают именно подходящие спросу машины. Компания MOGO как раз специализируется на финансировании потребностей приобретения автомобилей данной ценовой категории всеми клиентами которым важна мобильность.