В Беларуси будут банкротить по-новому — проект закона от Минэкономики

Министр экономики Беларуси Александр Червяков представил в парламенте проект закона об урегулировании неплатежеспособности. Его приняли в первом чтении. Ниже основные тезисы по сути документа.

Источник: Reuters

Министр экономики Беларуси Александр Червяков представил в парламенте проект закона об урегулировании неплатежеспособности. Его приняли в первом чтении. Ниже — основные тезисы по сути документа.

Минэкономики заявляет, что документ ликвидирует неэффективность и сохранит производства и бизнесы.

Не будут банкротиться компании из военпрома, энергетики, а также валообразующие. Это касается и госсектора, и частников. Правительство составит перечень таких юрлиц.

Расширяются полномочия госорганов в антикризисном управлении. Исполкомам разрешат предотвращать банкротства частных предприятий на своей территории. Пока не совсем понятно, что это означает.

Представители трудовых коллективов будут обязательно участвовать в работе комитета кредиторов и бесспорном взыскании пенсионных взносов. Вероятно, имеются в виду профсоюзы.

Обещана двухэтапность санации. На первом этапе дается срок 36 месяцев с возможным продлением на два года. Это совпадает с горизонтом среднесрочного бизнес-планирования. Как считают в Минэномики, за это время можно «мобилизовать ресурсы для оздоровления, дисциплинировать всех участников санации, избавиться от привычки не платить по долгам».

Для некоторых компаний, которые по объективным причинам не смогут оздоровиться в такие сроки, совершенствуется процедура мирового соглашения с кредиторами об отсрочке платежей после санации. Например, это от трех до десяти лет, что считается вторым этапом оздоровления.

Еще одна опция. Не дожидаясь наступления кризиса, директор, если не может полгода рассчитаться с долгами, вправе первым инициировать санацию. А кредитор — по истечении такого же срока принудительного исполнения подать заявление в суд.

Другая норма — очередность распределения выручки от залога. В первую очередь — на зарплаты и взносы в ФСЗН. Кредиторы и банки — на втором месте. Деньги им дадут за вычетом 20% в пользу бюджета и на судебные расходы.

Решено делать ликвидацию должников без имущества. Это будет финансироваться инициатором банкротства, но не государством.

Также от имени государства будет выступать единый кредитор — налоговый орган, аккумулирующий все бюджетные требования.

Обещается, что суд обеспечит только открытие и завершение дела. Остальные решения, связанные с сопровождением санации или ликвидации, будут приниматься госорганом и собранием кредиторов.