Ненефтяной дефицит бюджета Казахстана вместо снижения до 6% к ВВП вырос до 11,5%

Астана. 12 мая. КазТАГ — Ненефтяной дефицит бюджета Казахстана вместо снижения до 6% к ВВП вырос до 11,5%, сообщается в Концепции управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года.

Источник: КазТАГ

«В целях обеспечения сбалансированности государственного бюджета и Национального фонда налогово-бюджетная политика должна была формироваться исходя из постепенного снижения ненефтяного дефицита относительно ВВП до 6% к 2025 году», — говорится в концепции.

Согласно документу, траектория исполнения индикатора в 2013—2021 годах характеризуется ее неустойчивостью с резким увеличением в 2017—2020 годах с 7,3% в 2013 году до 12,4% в 2017 году и 11,5% в 2020 году.

«Неустойчивость среднесрочных целевых ориентиров указывает на наличие существенных рисков для сохранения налогово-бюджетной стабильности и, в целом, для достижения показателей Национального плана развития Республики Казахстана до 2025 года в заявленных значениях. Недостаточность целенаправленной работы по управлению фискальными рисками с определением мер, позволяющих финансировать текущие расходы, а также обеспечить финансированием долгосрочные приоритеты, не прибегая к существенной корректировке сальдо доходов и расходов бюджета и наращиванию долговых обязательств, привела к рискам разбалансировки государственных финансов», — сказано в документе.

Отмечается, что увеличение объема государственных расходов не сопровождалось соответствующей налогооблагаемой базой и полнотой доходной части бюджета.

За период с 2013 по 2021 годы доходы государственного бюджета без учета трансфертов в среднем составили 14% к ВВП, тогда как расходы государственного бюджета имели устойчивую динамику роста с 20% к ВВП в 2013 году до 23−25% к ВВП в отдельных годах.

При этом в общем объеме расходов государственного бюджета доля бюджета развития сократилась с 18,9% в 2013 году до 11,6% в 2021 году.

«Опережающие темпы роста расходов над доходами способствовали большему изъятию средств из НФРК и увеличению фискального дефицита бюджета. В результате поступления трансфертов из НФРК имели тенденцию постепенного роста с 3,9% к ВВП в 2013 году до 8,1% к ВВП в 2017 году и до 6,8−5,5% к ВВП в 2020—2021 годах», — уточнили авторы концепции.

По словам разработчиков, из-за возросшего использования средств Национального фонда РК (НФРК) и снижения мировых цен на нефть с 2015 года впервые наметилась тенденция сокращения валютных активов Национального фонда, которые по итогам 2015 года составили $63,4 млрд ($70,8 млрд в 2013 году) и достигли $55,3 млрд в 2021 году.

«Этому также способствовала стимулирующая позиция налогово-бюджетной политики, принятая в 2014 году. Программы поддержки экономики финансировались за счет исключительного использования средств НФРК и дополнительного внешнего заимствования. В продолжение последствия пандемии COVID-19 оказали сильное влияние на экономику, аналогично масштабам кризиса 2014−2015 годов. Из-за спада экономической активности уменьшились ненефтяные налоговые поступления в бюджет», — говорится в документе.

В концепции указано, что для обеспечения мер по поддержке экономики и выполнения социальных обязательств в полном объеме в рамках антикризисной программы правительства на 2020 год в республиканский бюджет привлечены дополнительные трансферты из НФРК.

«Средства НФРК были направлены на усиление социальной поддержки граждан, в том числе на повышение доходов и поддержку малообеспеченных слоев населения, решение жилищных вопросов граждан с низкими доходами. Традиционное балансирование параметров государственного бюджета за счет дополнительных изъятий из НФРК и увеличения дефицита бюджета привело к нарушению установленных целевых значений по дефициту и ненефтяному дефициту, государственному долгу и долговой нагрузке. Минимальное значение дефицита бюджета обеспечено в 2013—2019 годах на уровне 1,9−1,3% к ВВП, в 2020—2021 годах его значение составило 4−3,1% к ВВП, соответствен», — уточнили разработчики.