ЦБ предлагает ввести двухдневный «период охлаждения», в течение которого можно отозвать перевод, если он осуществлен на мошеннический дропперский счет. Базу таких счетов формирует ЦБ. Есть ли сейчас шансы вернуть деньги, переведенные мошенникам, какие новые схемы используют злоумышленники в свете валютных ограничений, сложностей с картами Visa и Mastercard ситуацией на Украине и санкционной повесткой — в материале «Известий».
Два дня опомниться
ЦБ хочет обязать банк-плательщик на два дня приостанавливать зачисление денег на счет, информация о котором содержится в базе Банка России о случаях и попытках перевода денег без согласия клиента. Об этом в интервью «Известиям» рассказал директор департамента информационной безопасности регулятора Вадим Уваров.
«Сейчас распространено телефонное мошенничество, под влиянием которого граждане переводят деньги добровольно. Человек осознает, что стал жертвой спустя время, когда отменить перевод и вернуть деньги уже невозможно, потому что самостоятельно провел операцию и нарушил условия договора», — отметил Уваров.
Таким образом, в ЦБ предлагают внедрить так называемый период охлаждения, когда у гражданина будет время оценить ситуацию и понять, что деньги ушли куда-то не туда. Банк хотят обязать на два дня приостанавливать зачисление денег на счет, информация о котором содержится в базе ЦБ. По закону перевод совершается в срок до трех рабочих дней, поэтому банк в таком случае не нарушит права ни добросовестных граждан, ни законодательство.
Работают по санкциям
Мошенники сейчас активно эксплуатируют санкционную тематику и различные ограничения, в том числе на покупку и продажу наличной валюты. Так, например, они звонят под видом сотрудников банка и сообщают о дефиците валюты. Злоумышленники убеждают «клиента», чтобы тот перевел деньги на специальный счет, с которого якобы можно будет снимать наличные денежные средства.
Одна из новых схем — предложение «выгодного» курса для покупки валюты. Псевдосотрудники банка по телефону предлагают человеку перевести на «специальный» счет рубли для последующей конвертации в доллары по курсу ниже, чем в отделении. Попутно мошенники выуживают у человека информацию о номере карты, код CVV. После перевода средств человек лишается не только суммы, которую решил обменять на валюту, но и всех денег, рассказали в финансовом маркетплейсе «Выберу.ру».
Другая обманная схема предполагает оформление карт платежных систем Visa и Mastercard, с помощью которых люди якобы смогут оплачивать покупки в других странах.
— Желающие должны предоставить паспортные данные, а также оплатить комиссию за услуги посредников. В итоге никакой карты пострадавший не получает. Также мошенники предлагают услуги по переводу денег за границу. Им нужно перевести деньги, с которыми они потом успешно исчезают, — отмечает старший аналитик ГК Forex Club Валерий Полховский.
Более 58% выявленных в первом квартале 2022 года ЦБ финансовых пирамид связаны с криптовалютами. Здесь и схемы, основанные на переводах с помощью криптовалюты или вложениях в якобы «цифровые инструменты». «Спасти денежные средства» предлагают также в зарубежных юрисдикциях, например, вложиться в иностранный проект или в иностранные ценные бумаги.
Сами виноваты
Аналитики финансового рынка констатируют: сейчас в большинстве случаев банки не возвращают деньги, украденные у держателей карт с помощью методов социальной инженерии — ведь клиенты добровольно перевели средства мошенникам.
— Банк вернет украденные деньги только в одном случае: если клиент не нарушил условия договора обслуживания. В том числе и по безопасности использования счета или карты. Как показывает практика, мошеннические действия приводят к разглашению реквизитов или самостоятельной отправке средств жертвой. Что автоматически нарушает условия договора. Поэтому возвраты единичны. Единственный вариант — обращаться в правоохранительные органы. Таким путем всё же иногда удается вернуть деньги за счет привлечения мошенников к уголовной ответственности, — объясняет аналитик сервиса Brobank.ru Юрий Исаев.
Эксперты указывают и на то, что банки не используют каких-то масштабных программ по отслеживанию конечного получателя перевода. По словам Исаева, в основном они выполняют проверку действий на счете, открытом в этой же кредитной организации, как при зачислении денег, так и их отправке. В случае нестандартной операции в момент перевода банк может заблокировать счет. Например, если фиксируется несколько последовательных не присущих ранее человеку отправок, которые часто выполняются в момент мошеннических действий.
Слабые приложения
Скорость дистанционного перевода средств через мобильные приложения часто выходит боком. В приложении или интернет банке деньги уходят с одного счета и зачисляются на мошеннический фактически за секунды. Банки же проверяют звонком только перечисление крупных сумм денег, а прочие переводы зачастую никак не верифицируются. Поэтому у клиента нет ни времени, ни возможности вернуть свои деньги после ошибочного перевода.
Всплывает и другая проблема — несовершенный функционал банковских мобильных приложений, которые могли бы сигнализировать владельцу счета о том, что он осуществляет перевод злоумышленнику.
— Сейчас ни в одном мобильном приложении банка для физлиц не работает система «светофора» (по аналогии с переводами юридических лиц) для предупреждения, что человек совершает перевод на дропперский или мошеннический счет. Да, банки ведут профилактическую и разъяснительную работу с клиентами, рассказывают о схемах мошенничества. Но реальных барьеров для блокировки онлайн-перевода денег людей пока не существует ни в системах банков, ни в СБП, — подчеркивает директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ирина Андриевская.
Докрутить механизм
Таким образом, период охлаждения для денежных переводов наблюдатели считают необходимым. По аналогии с потребительским кредитованием, где заемщик вправе отказаться от кредита или займа и вернуть полученные деньги в течение 14 дней.
В то же время юристы предлагают корректировать сам механизм списания денег.
— Плательщик должен по истечении этого срока собственными действиями тоже подтвердить свое желание их перевести. Помимо персонификации получателя клиенту должна быть обеспечена возможность видеть географию платежа, то есть куда, в какой город или страну уходят деньги, — считает управляющий партнер адвокатского бюро «Матюнины и партнеры» Олег Матюнин.
Что касается базы формирования подозрительных адресатов, по его мнению, лучше заходить с обратной стороны: формировать базу доверенных адресатов, а всех прочих рассматривать как подозрительных.