Источник: Заксобрание Иркутской области

Помимо познавательного в Иркутской области планируют развивать экологический, спортивный, лечебно-оздоровительный, деловой, образовательный туризм. Такие планы обсуждались на июньской сессии Законодательного собрания в рамках депутатского часа, посвящённого перспективам туристической отрасли.

Депутаты, представители регионального правительства и турбизнеса рассмотрели возможности создания благоприятных условий для развития туризма.

В числе самых популярных.

Иркутская область занимает 15 место в рейтинге туристической привлекательности среди регионов, а Байкал входит в десятку самых популярных направлений для путешествий в России. В прошлом году турпоток в область превысил 1,2 млн человек.

Как рассказал депутатам первый заместитель председателя областного правительства Руслан Ситников, туристическую отрасль следует развивать комплексно с учётом интересов муниципальных образований. Это позволит строить не только гостиницы, турбазы и кемпинги, но и создавать качественную инфраструктуру, в том числе дорожную, инженерную, энергетическую.

Депутаты поддержали такой подход. Тем более, что сегодня он реализуется в Ольхонском, Иркутском, Слюдянском районах. В этих территориях запланировано отремонтировать 12 участков автомобильных дорог общей протяжённостью 112 км. Ведутся проектные работы для строительства канализационно-очистных сооружений в посёлке Большое Голоустное. Предусмотрена модернизация и строительство мусоросортировочных станций на острове Ольхон.

В 2022—2024 годы на формирование туристской инфраструктуры из федерального бюджета будет выделено Иркутской области более одного миллиарда рублей, из них 840 млн рублей пойдёт на строительство автодорог, канализационного коллектора, причального сооружения. Плюс — инвестиции: ожидается, что к 2027 году их общий объём составит 12 млрд рублей.

Как было заявлено на депутатском часе, совместно с корпорацией «Туризм. РФ» проводится мастер-планирование туристических кластеров «Тальцы», «Хужир — Малое море», «Байкальск — Выдрино». На то, чтобы сделать Байкальск визитной карточкой экологического туризма, как это потребовал президент, в том числе направлены инвестиционные проекты особой экономической зоны «Ворота Байкала», под их воплощение будет привлечено 14 млрд рублей инвестиций.

Средства инвесторов и бюджетов всех уровней пойдут на реализацию проектов по развитию разных видов туризма — экологического, спортивного, лечебно-оздоровительного, делового, образовательного. В планах до 2030 года — вдвое увеличить турпоток, что приведёт к существенному повышению налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона.

Более пристальное внимание.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов проинформировал депутатов, что в настоящее время половина автомобильных дорог, ведущих на Байкал, находится в неудовлетворительном состоянии. Они будут поэтапно отремонтированы в рамках программы «Дороги Байкала», разработанной областным правительством. Чтобы привести все байкальские дороги к нормативам, понадобится 77 млрд рублей.

При этом, дорожная сесть на байкальском побережье «растёт». Не дожидаясь, пока кто-то приведёт в порядок старые дороги, народ прокладывает новые — гоняет на автомобилях и квадроциклах там, где легче проехать. Под колёсами разрушается почвенный слой, гибнут растения, в том числе краснокнижные, на что обратил внимание депутатов заместитель директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Василий Пестерев. Особенно сильно страдает уникальная природа Ольхона, подчеркнул представитель заповедного дела.

Такие трассы представляют угрозу не только для растительного и животного мира. Виляющие по стихийным серпантинам автомобили не вписываются ни в какие правила безопасности дорожного движения.

Другая проблема, о которой заявили участники депутатского часа, — недостатки в региональном управлении туристической отраслью. Причина — банальная нехватка рабочих рук. По словам председателя комитета по предпринимательству в сфере туристской деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марины Григорьевой, в силу малочисленности штата Агентство по туризму Иркутской области не в состоянии в должной мере координировать развитие туризма в регионе.

Если рассматривать туризм, как отрасль, то надо создавать орган управления отраслью, сейчас такого центра координации нет, сделала вывод Марина Викторовна и предложила рассмотреть возможность увеличения штатной численности агентства.

Председатель Законодательного собрания Александр Ведерников согласился, что сфера туризма требует более пристального внимания, но усомнился в том, что рост количества чиновников приведёт к повышению качества управления. В Иркутской области нет отдельного агентства по развитию цветной металлургии, заметил спикер, при этом отрасль успешно развивается.

«В ситуации, когда границы закрываются и россияне выбирают, куда поехать отдохнуть внутри страны, внимание к вопросам развития туризма в регионе должно быть более сфокусированным, — сказал Александр Викторович. — Не совсем согласен с тем, что для этого надо увеличивать госаппарат. Работа должна проводиться на межведомственном уровне, чтобы создавать привлекательные турпродукты и комфортные условия для гостей Иркутской области».

Федерация готова помогать.

Депутат Виктор Кондрашов считает, что помимо дорожной сети на Байкале необходимо развивать водный транспорт: строить суда, причалы, заправочные станции.

«Вкладываем большие деньги в создание туристской инфраструктуры на Ольхоне, но упускаем из виду энергетику, её мощности на острове уже сейчас на пределе, — отмечает Виктор Иванович. — Кроме того, на Ольхоне большие проблемы с устойчивой мобильной связью».

По мнению заместителя председателя Законодательного собрания Ольги Носенко, туризм может войти в число самых доходных отраслей бюджета. Долгое время федеральный центр активно развивал туристическую инфраструктуру на юге России, но сегодня готов вкладываться в Сибирь и в Дальний Восток. Надо использовать эти возможности, настаивает депутат. Та же Листвянка — не только посёлок в Иркутской области, но и лицо Байкала. Когда туристы прилетают в Иркутск, чтобы побывать на озере, они обязательно посещают Листвянку. Комплексное благоустройство таких знаковых для страны мест должно проводиться с привлечением средств федерального бюджета.

«Бизнес проявляет интерес к туристической отрасли, но без должной поддержки властей особых результатов не добиться, — считает депутат Олег Попов. — Байкал — не единственное место притяжения для туристов. У нас можно продвигать, в том числе, промышленный туризм».

Депутат Анатолий Обуховепутат видит необходимость в развитии муниципального туризма. По его мнению, в регионе достаточно интересных туристических маршрутов вне территории Байкала. Красивейших мест в Иркутской области очень и очень много.

КОММЕНТАРИЙ.

Николай Труфанов, председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания:

"Предложения, поступившие в ходе депутатского часа, будут проанализированы и включены в проект постановления Законодательного собрания. Создание условий для развития туризма — общая задача для депутатов, правительства, муниципальных образований, бизнеса.

В Иркутской области есть необходимость в совершенствовании правового регулирования в сфере туристической деятельности. Для этой работы на площадке комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания создана рабочая группа. Она будет проводить выездные заседания, ближайшие пройдут в Ольхонском районе и в Листвянке".

Подпишитесь на нас