«Логотип клеим вручную». Производителям молока в Башкирии не хватает тары

UFA.AIF.RU разбирался, как переработчики решают вопрос с упаковкой в условиях санкций.

Из-за санкций в начале весны переработчики молока буквально хватались за голову. Начались перебои с поставками упаковки, а несколько крупных ее производителей и вовсе ушли с российского рынка. Звучали мнения, что впору вспомнить времена СССР и перейти на бидоны. Какие решения нашли для себя участники рынка в Башкирии, есть ли альтернативы у отечественных поставщиков и не исчезнет ли с полок магазинов молоко длительного хранения, выяснял UFA.AIF.RU.

«Ставили нас в зависимость».

Перебои с тарой начались, когда из России ушли два крупнейших поставщика — компании Tetra Pak и Elopak. Первая производила одноименную многослойную упаковку из бумаги, полиэтилена и алюминия, которая приобрела большую популярность, несмотря на негативные отзывы экологов. Масштаб ее использования вырос настолько, что россияне стали называть «тетра-паком» и другие виды устойчивых пакетов для молока. В частности, его часто путают с Pure-Pak («пюр-пак»), лидером производства которого был Elopak.

Самые большие сложности возникли у тех производителей, которые работали с пятислойными пакетами. Компаний, делающих «пюр-пак» больше, есть и российские. А Tetra Pak был один и много лет фактически подстраивал рынок под себя, поясняет эксперт Петр Кизько, проработавший в отрасли 12 лет. Компания целенаправленно устанавливала на российских предприятиях собственное оборудование. И около 10 лет назад доля этой упаковки по ультрапастеризованному молоку составляла 80−90%, сейчас она снизилась, но зависимые от шведской компании заводы остались. Зачем российские производители соглашались на такое положение, если это не единственный вариант? Все дело в очень высоких барьерных свойствах.

«В “тетра-паке” молоко может храниться 9 месяцев, это возможно именно благодаря многослойности. А если молоко упаковать, например, в пленку, то срок значительно сокращается, грубо говоря, до месяца», — поясняет Кизько.

Своим путем.

На сегодня с этими пакетами в регионе не работает никто. Для ультрапастеризованного молока предпочтение отдают альтернативам — упаковке ТFA и TBA. По данным минсельхоза, всего в Башкирии прозводится 11 млн единиц такой продукции в месяц. Отдельные производители изначально использовали «тетра-пак», но позже отказались, видя в этом для себя очевидные риски. Так, Бирский комбинат молочных продуктов, один из лидеров рынка, уже давно перешел на асептические фольгированные пакеты.

«Мы нашли местного поставщика, это компания “Стерэкс Пак” (город Стерлитамак — прим.редакции), и работаем с ними. Такое решение было принято, прежде всего, исходя из логистики, цены тоже сыграли роль. Сейчас нам все приходит в срок. Надеемся, что и в дальнейшем будем работать так же. В какое-то время были изменения цвета: белые вкрапления на нашей упаковке были не достаточно белыми, но сейчас вновь все нормально».

рассказала представитель предприятия.

«Пюр-пак» для своей продукции используют гораздо больше заводов, и именно они понесли убытки в первые месяцы санкций. Из-за повышенного спроса поставщики не успевают обрабатывать заказы вовремя. Как рассказал генеральный директор «Уфагормолзавода» Ильдар Файзуллин, как только с рынка ушел Elopak, предприятие сразу же сделало заказ российскому производителю — компании «Ламбумиз», но ждать пришлось почти три месяца. В итоге заказ исполнен, но пришло не то, на что рассчитывали.

«Сейчас упаковка просто коричневого цвета, по цвету обычного картона, без какого-либо дизайна. Видимо, у них проблемы с краской, которая наносится только на белую поверхность. В итоге нам приходится вручную клеить этикетку с логотипом на каждый пакет. Но мы и этому рады, потому что до этого не было вообще ничего, мы только по кефиру потеряли в продажах 20 тонн. Изначально мы думали, что возникнут серьезные проблемы: все-таки потребитель привык к определенному виду упаковки. Но практика показала иное: многим даже нравится, что она такая простая, будто напоминает фермерскую. Магазины нас благодарят за то, что найден такой вариант: это лучше, чем ничего».

Дольше и дороже.

В условиях санкций все опрошенные переработчики в Башкирии фиксируют рост цен на упаковку — от 10 до 30%. У отдельных предприятий стоимость пакетов увеличилась почти в два раза. Причем это касается не только тех, кто делает «долгоиграющее» молоко.

«Мы производим сухое молоко, цельномолочную продукцию, разливаем в “полипак” и пластиковые стаканчики. Это не тот вид упаковки, с которой возникли сложности с введением санкций, при этом рост цен на нее тоже произошел. Поставщики утверждают, что компоненты они закупают за валюту, именно поэтому она стала дороже».

говорит представитель Мелеузовского молочноконсервного комбината Александр Васильев.

«Все есть, но приходится дольше ждать, и, конечно, все стало дороже, в итоге цены и нам пришлось поднять», — сообщила представитель Месягутовского молочного завода, работающего с пленкой, ПЭТ-бутылками и «пюр-паком».

Несмотря на возникшие трудности, сокращать объем производства или изменять ассортимент компании пока не планируют. Главная причина в том, что оборудование приспособлено на конкретный вид упаковки. Ставить новое в условиях санкций не просто дорого, а невозможно.

«У нас на производстве работает автомат именно под “пюр-пак”. В свое время мы покупали его за миллион евро, — поясняет Ильдар Файзуллин. — В любом случае, даже если менять автомат, сейчас нет возможности его приобрести за границей, а свои в России не делают. В дальнейшем мы рассчитываем работать с китайскими производителями и уже направили предложение в одну из компаний. Думаю, что рано или поздно появятся партнеры именно из этой страны».