Узбекистан изучает опыт реформирования и либерализация рынка подвижного состава России

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Узбекистан продолжает активное развитие железнодорожного транспорта. Страна не только вышла на первые роли в регионе по созданию высокоскоростных трасс, но и электрификации уже действующих линий. Только за последние годы было построено и введено в эксплуатацию свыше 2,4 тысячи километров новых железных дорог, электрифицировано более 3 тысяч километров стальных магистралей.

Источник: Podrobno.uz

При этом «Узбекистон темир йуллари» активно обновляет парк, закупая современные образцы у ведущих мировых компаний. За прошедшие годы было приобретено 78 локомотивов, а также произведено на собственных мощностях более 6 тысяч грузовых вагонов различных модификаций и 250 пассажирских вагонов.

Благодаря этим усилиям, в стране была создана единая и интегрированная железнодорожная система, которая полностью обеспечивает потребности населения и национальной экономики. Что важно, за последние годы стоимость перевозок грузов и пассажиров по железной дороге стала в 2,5−3 раза дешевле, а время доставки к месту назначения сократилось в 1,5−3 раза.

Однако компания не останавливается на достигнутом, сегодня в ее портфеле — десятки крупных проектов на сотни миллионов долларов, в том числе за рубежом. Для их реализации нужны современные кадры, настоящие профессионалы своего дела, а также помощь международных партнеров, которые готовы поделиться своим опытом и наработками. В этом плане железнодорожники наладили партнерство с Россией, Германией, Австрией, Испанией и многими другими странами.

Корреспондент Podrobno.uz поговорил с главой информационной службы «Узбекистон темир йуллари» Алишером Балтабаевым, чтобы понять, как выстраивают сотрудничество железнодорожные компании Узбекистана и России.

По его словам, одним из последних совместных проектов сторон стал запуск с 23 июня 2022 года международного пассажирского железнодорожного сообщения между Узбекистаном и Российской Федерацией по маршрутам «Ташкент-Волгоград-Ташкент» и «Ташкент-Самара-Ташкент». Восстановлению курсирования поездов спустя два года предшествовала серьезная работа, которую провели железнодорожные администрации двух стран. Благодаря этому, узбекистанцы получили возможность за относительно небольшую плату ездить в Россию и возвращаться обратно в Узбекистан.

Сейчас, добавил он, стороны активно сотрудничают в рамках проекта строительства Трансафганской железной дороги. В прошлом году проводились переговоры между руководством «Узбекистон темир йуллари» и первым заместителем генерального директора «Российских железных дорог» (РЖД) Сергеем Павловым, а также руководителями российских проектных и научно-исследовательских институтов «Росжелдорпроект» и «ИЭРТ».

Помимо этого, была создана специальная многосторонняя рабочая группа в составе Узбекистана, Афганистана, Пакистана, России и Казахстана по проектированию и строительству железной дороги «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар». До настоящего момента уже проведено четыре встречи в рамках данного формата.

Еще одно важное направление сотрудничества — трансформация «Узбекистон темир йуллари» за счет повышения эффективности операционных и бизнес-процессов, а также большего привлечения в сферу частного сектора и развития государственно-частного партнерства.

«Российский “Трансмашхолдинг” [крупнейший в России производитель железнодорожного и городского рельсового транспорта — прим. редакции] предоставил нам ряд предложений в сфере улучшения операционной эффективности и улучшения пассажирского хозяйства. Кроме того, “Узбекистон темир йуллари” ведет регулярную работу по обмену опытом с российскими коллегами из РЖД в сфере реформирования железнодорожного сектора Узбекистана. В частности, подробно изучается опыт реформирования и либерализация рынка подвижного состава в России за последние годы», — отметил Балтабаев.

В целом, добавил он, железнодорожники Узбекистана уже более 20 лет сотрудничают с российским «Трансмашхолдингом» в разных сферах. Среди весомых совместных проектов — поставка в Узбекистан семи магистральных грузовых электровозов серии «3ЭС5К» и 45 вагонов для Ташкентского метрополитена.

«Трансмашхолдинг» участвовал в реализации более двенадцати проектов в Узбекистане. Только за последние пять лет совместно с этой компанией было реализовано семь крупных инвестиционных проектов, объем прямых инвестиций достиг 209 миллионов долларов. Так, например, россияне построили завод по производству ликероводочной продукции высокого качества в Ташкенте, возвели вантовый мост в парке «Навруз». В этом году начал работу построенный с их помощью топливно-заправочный комплекс на аэродроме «Ташкент-Восточный», — рассказал собеседник.

По словам Балтабаева, сейчас «Узбекистон темир йуллари» совместно с еще одной крупной российской компанией «УГМК-Холдинг» реализует проект по строительству многопрофильного медицинского центра в Ташкенте. В настоящее время закончено строительство общего комплекса, на объекте продолжаются строительно-монтажные работы. Ввод в эксплуатацию медицинского центра планируется до конца этого года.