Банк России рассмотрел предложение экспертов по борьбе с мошенничеством ввести дополнительное подтверждение и идентификацию при переводе средств, сообщили РБК в пресс-службе регулятора. Представитель банка напомнил, что ЦБ ранее уже установил требования к идентификации, в том числе PIN-коды и СМС-пароли.
«Учитывая, что методы социальной инженерии остаются основным инструментом злоумышленников, то граждане даже при наличии механизма подтверждения банковской операции, будучи введенными в заблуждение, все равно подтверждают денежные переводы», — отметили в банке.
Банк России, в свою очередь, предлагает рассмотреть возможность возврата похищенных средств гражданам, даже если мошенничество произошло с использованием методов социальной инженерии.
Ранее «Известия» со ссылкой на источники сообщили, что Центробанку в качестве новой меры борьбы с мошенниками предложили замораживать переводы на сумму свыше 10 тыс. руб. на промежуточных счетах, пока отправитель не пройдет дополнительную идентификацию.
Сейчас при выполнении перевода через интернет-банк или приложение требуется ввести разовый код. Газета отметила, что при обработке жертвы методами социальной инженерии мошенники пытаются получить именно его.
Зампред ЭС Эльман Мехтиев, в свою очередь, счел, что с помощью технологий сложно победить социальную инженерию, так как сам отправитель средств готов предоставить мошенникам значимую информацию.
Глава направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Екатерина Семерикова также предположила, что двойное подтверждение было бы эффективно при оплате, когда стороны не доверяют друг другу.
В конце июня Центробанк сообщил о новых мерах борьбы с мошенниками в интернете: с 1 октября клиенты банков смогут сами устанавливать запрет на онлайн-операции или ограничивать их параметры — максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени. Запрет можно будет установить как на отдельные услуги (переводы, онлайн-кредитование), так и на все операции.
Помимо этого, Банк России предложил ввести механизм самозапрета на выдачу кредитов.
По данным ЦБ, за 2021 год мошенники украли у банковских клиентов путем денежных переводов 13,5 млрд руб. При этом кредитные организации вернули всего лишь 920,5 млн руб., или 6,8%.
Зампредседателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов на сессии ПМЭФ 14 июня сообщил, что в стране с начала года число случаев телефонного мошенничества выросло на 15−20%. После 24 февраля в течение месяца число случаев «равнялось нулю», но затем опять начало расти. Сегодня телефонное мошенничество составляет около 70% от того уровня, которое было в начале года.