Почему цены на билеты в Таллин и Хельсинки взлетели в два раза. Отвечают перевозчики

В резком повышении стоимости перевозок виноват не только ажиотаж, но и дефицит запчастей и водителей, а также увеличенное время прохождения границы.

Источник: Фонтанка.ру

Автобусы в Таллин и Хельсинки стали для россиян по сути безальтернативным способом выбраться в Европу и вернуться из нее. Если раньше ими пользовались в основном петербуржцы, путешествующие в соседние страны, или пассажиры лоукостеров, то теперь в них можно встретить жителей всех регионов страны.

Несмотря на запуск дополнительных рейсов, купить билеты на ближайшие даты практически невозможно. А места на выходные раскуплены на месяц вперед.

Подскочила стоимость перевозок. Сначала повышение произошло весной на фоне ослабления рубля, но укрепление российской валюты не сбило цены. Напротив, с открытием границ и возобновлением выдачи финских виз стоимость подросла еще больше.

Разница стоимости с допандемийными временами составляет два, а в некоторых случаях и три раза. К примеру, корреспондент «Фонтанки» нашел у себя в архиве билеты в Хельсинки за 1600 и 2000 рублей. Путешествие в Таллин тоже обходилось примерно в 1600 рублей. Теперь эти цены остается вспоминать с ностальгией.

Для сравнения, сейчас на сайте Lux Express билет в Таллин стоит 3600 рублей, в Хельсинки — от 4500 до 5400. Судя по ценам в европейской валюте (55 евро за рейс в столицу Эстонии и 75 и 90 евро в столицу Финляндии), компания использует курс, близкий к установленному российским ЦБ.

Любопытно, что билет из Петербурга до Нарвы обойдется в 35−40 евро (2600 и 2700 рублей), тогда как билет из Нарвы до Таллина всего 12 евро (1100 рублей) — притом что расстояние между этими парами городов сопоставимое. Курс тоже отличается. Выходит, что оплата отрезка Нарва — Таллин происходит уже из расчета 92 рубля за евро.

Российское подразделение Lux Express принадлежит одноименной эстонской компании, и в штате работают в том числе эстонские водители. Но примерно такой же уровень цен у российского перевозчика «Эколайнс». Так, билет из Петербурга в Хельсинки обойдется в 4900 рублей, до Таллина — 3240 рублей.

У «Совавто» проезд до Хельсинки стоит 4600 рублей. Свободных мест нет до середины сентября. Альтернативы для поездок в Таллин на портале «Туту.ру» можно найти за 2881 рубль («Маркатек») и 3516 рублей («Балтик шатл»).

По словам крупнейших перевозчиков, дело не только в желании заработать на ажиотаже, но и росте расходов.

«Стоимость запчастей взлетела в два-три раза, а некоторых просто не найти», — рассказывает генеральный директор «Эколайнс» Андрей Волков. По данным сайта, компания использует автобусы Man, Neoplan, Setra. Ранее концерн MAN, принадлежащий группе Volkswagen, сообщил, что прекращает экспорт грузовиков и комплектующих в Россию и Белоруссию. По словам Андрея Волкова, напрямую купить запчасти у производителя невозможно, обходные пути тоже «закладываются в амортизацию».

Играет роль и инфляция. В Эстонии в годовом выражении потребительские цены выросли более чем на 22%. Только бензин подорожал на 40%, следует из данных официальной статистики.

Расходы на оплату труда тоже растут — зарплаты индексируются на уровень инфляции. К тому же водители оказались в дефиците.

«Сейчас водителей, имеющих действующий загранпаспорт и действующие визы, очень мало, и зарплаты повышаются».

комментирует Андрей Волков

Играют роль и «сезонные коэффициенты». «В августе пик перевозок, в феврале желающих путешествовать будет меньше», — комментирует топ-менеджер. Повышенные цены в высокий сезон помогут продержаться в низкий, когда автобусы будут ездить полупустыми.

У Lux Express ключевым фактором повышения цен на перевозки в Прибалтику и Финляндию стал рост затрат на оплату труда. «По сравнению с началом года наш фонд оплаты труда вырос на треть», — рассказал Райт Реммель, генеральный директор АО «Евролайнс» (российское представительство Lux Express Group).

Второй важный фактор — это логистические затраты. «Сейчас из-за большого количества автобусных рейсов растет время, проведенное на границе. По нашим подсчетам, только на российско-эстонской границе в пиковое время с 14 до 20 часов сотрудники погранслужб должны обслуживать около 75 человек в час», — пояснил он. Компания старается составить более удобное расписание для пассажиров, чтобы рейсы как можно реже попадали на пиковые периоды. «Но это, в свою очередь, увеличивает вложения в логистику», — добавил Райт Реммель.

По его словам, билет из Петербурга до Нарвы стоит сильно дороже, чем из нее до Таллина, чтобы не провоцировать пассажиров экономить, покупая стыковочные рейсы из Петербурга в столицу Эстонии. Из-за очередей на границе автобусы опаздывают, и люди рискуют не успеть на следующий автобус.

«Пассажир захочет сесть на следующий рейс, который, вполне возможно, будет заполнен, и начнет требовать от перевозчика возместить его издержки. Перевозчик в этой ситуации не обязан компенсировать затраты клиента. И что в итоге? Пассажир опоздал на паром или самолет, а перевозчик получил от него только негатив».

комментирует Райт Реммель

Пока Lux Express не планирует снова индексировать цены, но отмечает, что «всё зависит от затрат».

Дополнительных рейсов пока тоже ждать не стоит. «Человеческие и технические ресурсы на данный момент у нас загружены по максимуму», — отмечает Райт Реммель. К тому же осенью компания прогнозирует снижение спроса. «Если на август все билеты раскуплены, то на сентябрь они есть», — говорит он. Но если спрос будет подходить к максимуму, то компания будет стараться организовать дополнительные отправления.

Не обещает дополнительных автобусов и «Эколайнс». Компания ссылается на дефицит техники и водителей. «Мы бы с удовольствием поставили 10−15 рейсов, но кого за руль сажать?» — комментирует Андрей Волков.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру».