Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоVK ComboВсе проекты

В МАРТ объяснили, с чем связан рост потребительских цен в июле

В министерстве антимонопольного регулирования и торговли Беларуси проанализировали ситуацию на потребительском рынке и объяснили, с чем был связан рост цен в июле. Смотрим насколько изменились цены по отдельным категориям товаров, что больше подорожало, а что подешевело.
Источник: MYFIN

МАРТ в обзоре ценовой ситуации отмечает, что в июле годовой прирост потребительских цен составил 18,1%, по отношению к предыдущему месяцу — замедлился до 0,5% (1,1% месяцем ранее), к декабрю 2021 года — сложился на уровне 13,7%.

Как ранее сообщалось, по данным Нацбанка, базовая инфляция в июле 2022 года составила 20,1% в годовом выражении.

Аналитики МАРТ пояснили, что увеличение прироста потребительских цен в июне-июле в годовом выражении происходило, прежде всего, из-за удорожания непродовольственных товаров в связи с ослаблением белорусского рубля к российскому. За последние два месяца белорусский рубль ослаб к российскому рублю около 13,2% (за 12 месяцев — на 30,6%). Значимое влияние курса российского рубля на внутренние цены обусловлено высокой долей импорта товаров из Российской Федерации, сказано в обзоре. Как изменились цены на отдельные товары и услуги.

В июле по сравнению с предыдущим месяцем наибольшими темпами ускорился годовой прирост цен на синтетические моющие средства (на 4,4 процентных пункта до 25,9%), чай (на 3,3 процентных пункта до 33%), обувь (на 2,3 процентных пункта до 8,9%), электротовары (на 1,2 процентных пункта до 26,9%), одежду (на 1 процентный пункт до 8,8%). Мясо и мясопродукты за прошедшие 12 месяцев подорожали на 17,8%, хлеб и изделия хлебобулочные — на 15,1%, молоко и молочные продукты — на 13,9%.

Снижению интенсивности инфляции способствует стабилизация цен на рынке плодоовощной продукции: за последние 4 месяца (с апреля до июля) годовой прирост цен замедлился с 45,1 до 20%.

Также отмечается замедление прироста цен на автомобильное топливо, по оценке, до 22,6% (25% месяцем ранее), мебель — до 16% (18% в июне), обои — до 12,5% (13,5%).

По сравнению с предыдущим месяцем в июле продолжили дорожать товары мясомолочной группы: мясо и мясопродукты по отношению к июню подорожали на 1,1%, молоко и молочные продукты — на 1,3%.

В МАРТ отметили, что в июле «в целом сохранились ценовые тенденции предыдущего месяца: значительное влияние на инфляцию по-прежнему оказало увеличение цен на туристические услуги (они подорожали на 6,6%), а также товары, которые в стране не производятся или производятся в недостаточном количестве: бытовые электротовары (на 1,8%), кондитерские изделия (на 1,9%), легковые автомобили (на 3%), парфюмерно-косметические товары (на 2,3%), синтетические моющие средства (на 4,6%)».

Плодовоовощная продукция в целом за месяц подешевела на 10%, в том числе овощи — на 14,2%, фрукты — на 11,3%. Цены на капусту белокочанную снизились на 41,2%, помидоры — на 14,8%, огурцы — на 12,9%, яблоки — на 10,3%. Отмечается замедление интенсивности ежемесячного увеличения цен на картофель: за месяц — на 0,7% против 28,5% месяцем ранее.

Прирост постоянно регулируемых цен (тарифов) сохранился на уровне предыдущего месяца и составил 11,8% в годовом выражении, что ниже общего уровня инфляции (18,1%).

Как сказано в обзоре МАРТ, по отношению к июню выросли цены на табачные изделия (на 2,2%; в годовом выражении прирост цен составил 22,1%), услуги детских дошкольных учреждений (на 9,3%; 19,4% в годовом выражении). Кроме того, в июле повышены тарифы на охранные услуги, которые оказывает Департамент охраны МВД.