Источник: Reuters

Евросоюз разрешил уполномоченному российскому банку проводить платежи за транзит нефти через Украину по нефтепроводу «Дружба» до конца 2022 г., сообщил 23 августа «РИА Новости» советник президента «Транснефти» Игорь Демин.

«Регулятор в Брюсселе после ситуации с непрохождением платежей проинформировал наш банк, через который мы проводим обязательные платежи по транспортировке, что они дают нам добро на проведение всех платежей до конца года», — рассказал представитель «Транснефти».

От дополнительных комментариев «Ведомостям» Демин отказался. В сообщении не уточняется, о каком именно банке идет речь, но ранее платежи шли через Газпромбанк (ГПБ).

Проблемы с оплатой транзита нефти через Украину возникли в начале августа на фоне санкций ЕС из-за СВО. С 4 августа «Укртранснафта» остановила транзит по южной ветке нефтепровода «Дружба» в сторону Венгрии, Чехии и Словакии, потому что российская сторона не смогла оплатить прокачку. В «Транснефти» тогда поясняли, что направленный через ГПБ платеж вернулся на счет компании.

10 августа венгерская нефтегазовая компания MOL заявила, что сама оплатила транзит нефти через Украину. Также платеж на себя взяла и словацкая Slovnaft. В тот же день «Транснефть» сообщила о возобновлении прокачки по южной ветке «Дружбы» в направлении Словакии и Венгрии. В итоге Словакия получила первые литры российской нефти, поставленные по этому трубопроводу, 10 августа, Чехия — 12 августа. Плату за транзит нефти в Чехию внесла польская PKN Orlen, владеющая несколькими чешскими НПЗ, сообщал Reuters со ссылкой на оператора трубопровода MERO.

По северной ветке трубопровода «Дружба» нефть поступает в Польшу, Германию и страны Прибалтики, по южной — в Чехию, Венгрию и Словакию. По данным «Транснефти», экспорт нефти в дальнее зарубежье по «Дружбе» в 2021 г. составил 35,9 млн т. В феврале компания сообщала, что планирует увеличить прокачку до 45,5 млн т в год.

Общее потребление нефти в Словакии в 2021 г., по данным BP и расчетам «Ведомостей», составило около 86 000 барр./сутки, или 4,2 млн т в год. Венгрии в 2021 г. требовалось около 171 000 барр./сутки, или 8,5 млн т в год, Чехии — около 200 000 барр./сутки, или 9,9 млн т в год.

В начале июня ЕС принял шестой пакет антироссийских санкций, в который вошло эмбарго на морские поставки нефти из РФ.

С декабря 2022 г. планируется запретить поставки российской нефти, а с февраля также и нефтепродуктов. Временное исключение предусмотрено для стран ЕС, которые получают российскую нефть по трубопроводам. Также временное исключение из эмбарго получат Болгария и Хорватия, которые получают нефть по морю.

Ограничения, введенные ЕС на импорт российской нефти, поддерживают цены на высоком уровне. Цена барреля несколько снизилась с пиковых значений начала июня, когда бочка Brent торговалась выше $120. С 18 августа цена на Brent на бирже ICE держится на отметке выше $96/барр. Во вторник цена октябрьских фьючерсов выросла до $97,36/барр., или на 0,9% к закрытию торгов в понедельник.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков поясняет, что проблемы с оплатой транзита появились из-за требования ЕС проверять платежи в евро со стороны отдельных российских компаний через европейские банки. По его словам, платеж «Транснефти» в пользу «Укртранснафты» не прошел, поскольку регулятор ЕС к тому моменту не разработал сам механизм проверки. «Как только это стало проблемой для европейских стран, они попытались надавить на Брюссель, и регламент быстро был принят», — добавил он.

Но к этому моменту Словакия и Венгрия сами оплатили транзит нефти через Украину. Юшков предположил, что ранее нефтяные компании переводили деньги «Транснефти», чтобы та оплатила транзит через Украину. «Теперь российские компании, которые распоряжаются нефтью и продают ее европейцам, не будут платить за это “Транснефти”, а включат такие платежи в стоимость самой нефти», — описал он возможную схему взаиморасчетов.

Аналитики Центра развития энергетики (ЦРЭ) согласны, что платеж за транзит через Украину, скорее всего, будет учтен в стоимости нефти, в том числе поставляемой в адрес компаний MOL и Slovnaft, сообщил представитель ЦРЭ. По их мнению, регулятор ЕС «с большой долей вероятности» продлит разрешение переводить деньги через российский банк и на 2023 г., поскольку ЕС не заинтересован в прекращении поставок российской нефти по «Дружбе». Эксперты ЦРЭ отмечают, что, даже если разрешение не продлят в следующем году, венгерская MOL может сама платить Украине за транзит, как это уже было сделано в августе.

Реклама
Спасибо за обратную связь
О рекламодателе
Не интересует
Уже приобретено
Препятствует просмотру
Недобросовестная реклама
Подпишитесь на нас
ЕСнефтьэкономика