Грузов для портов Приморья оказалось слишком много

Из-за перенаправления на Восток неугольных грузов могут пострадать угольщики Кузбасса.

Источник: PrimaMedia.ru

ОАО «РЖД» после закрытия западных экспортных рынков фиксирует рост экспорта неугольных грузов в направлении морских портов Дальневосточного бассейна на 5,3%, в том числе черных металлов — на 12,8%, грузов в контейнерах — на 36,2%. На этом фоне монополия предлагает сократить плановые объемы отгрузок угля на экспорт из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока в ближайшие годы, что противоречит указу президента России, сообщает ИА PrimaMedia.

— Фактически на Восточном полигоне сейчас произошло определённое замещение угля экспортом грузов высокого передела, для которых закрыты западные рынки, и не имеющих логистической альтернативы", — сказал гендиректор РЖД Олег Белозёров на совещании со стивидорами Дальнего Востока.

На фоне переориентации грузопотоков «РЖД» предлагают сократить плановые объемы отгрузок угля на экспорт из Кузбасса, что противоречит указу президента России, пишет «Коммерсант» (12+).

Согласно перечню поручений президента РФ Владимира Путина по итогам совещания в марте 2021 года, объемы вывоза угля из Кузбасса до 2024 года должны быть увеличены на 30% относительно 2020 года. В текущем году железная дорога должны обеспечить транспортировку 58 млн тонн угля из Кузбасса в восточном направлении, и ежегодно эти объемы должны увеличиваться на 5 млн тонн, составив в 2024 году 68 млн тонн.

По данным региональных властей, отгрузка угля из Кузбасса в восточном направлении по железной дороге в 2022 году будет снижена впервые за четыре последних года. В 2020 году из региона в восточном направлении по железной дороге было отгружено 55,8 млн тонн угля, в 2021 году — 56,1 млн тонн.

В настоящее время на Дальнем Востоке работает около 30 угольных терминалов, из них специализированные — АО «Дальтрансуголь» и АО «ВаниноТрансУголь» (Хабаровский край), АО «Восточный Порт», АО «Торговый порт Посьет» и «Порт Вера» (все — Приморский край).

По данным «Ъ», гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров уже обратился к первому вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой сократить плановый показатель отправки кузбасского угля на экспорт по Восточному полигону на 2023 год с 63 млн до 56 млн тонн. В этом году погрузка составит 48,5 млн тонн против 58 млн, заложенных в президентском указе. Топ-менеджер просит поддержать внесение изменений в паспорт второго этапа модернизации БАМа и Транссиба.

В письме поясняется, что в условиях ограничений (в том числе, с 10 августа действует эмбарго ЕС на поставки угля из России) российские грузопотоки были переориентированы на Дальний Восток.

За восемь месяцев текущего года экспортные перевозки грузов по сети ОАО РЖД на северо-запад и юг снизились на 26,3 млн тонн (на 19,2%) и 8,2 млн тонн соответственно.

«При этом в восточном направлении грузовые перевозки осуществляются в условиях полной загрузки имеющихся мощностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования», — говорится в документе.

С марта 2022 года перевозка на восток идет по временным правилам определения очередности, которые устанавливают приоритет в том числе для внутрироссийских перевозок независимо от рода грузов. «Примерно 700 компаний, часть из которых была на грани остановки в условиях закрытия западных рынков сбыта, впервые получили возможность для вывоза своей продукции в направлении Дальнего Востока», — поясняется в письме.

По мнению РЖД, введение временных правил позволило сохранить более 300 тысяч рабочих мест, в связи с чем непрямую социальную поддержку за счет сохранения занятости получили около 1 млн граждан (с учетом семей). Соответственно, снизились объемы перевозки угля из Кузбасса — за восемь месяцев на 12,4%, до 29,4 млн тонн.

Власти Кузбасса между тем занимают диаметрально противоположную позицию. Недавно глава региона Сергей Цивилев попросил увеличить квоту для Кузбасса в 2023 году на не вывезенные в 2022 году объемы — до 73 млн тонн.