Предпочтение — автобусам. Что с системой пассажироперевозок в Приангарье?

Автобусы — популярный вид междугороднего транспорта у жителей Иркутской области. Однако нелегальные перевозчики, устаревший подвижной состав, отсутствие единой системы мониторинга тормозят развитие отрасли.

Автобусы — популярный вид междугороднего транспорта у жителей Иркутской области. Однако нелегальные перевозчики, устаревший подвижной состав, отсутствие единой системы мониторинга тормозят развитие отрасли. Проблему качества перевозок обсудили на заседании Общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области.

— В июле мы уже обсуждали вопросы организации пассажирских перевозок, посетили автотранспортные предприятия, — сказал спикер Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников. — При разработке мер по контролю за пассажирскими перевозками мы должны учесть все нюансы. Повышая требования к официальным перевозчикам и не помогая им финансово, мы вынуждаем их повышать расходы, а значит, поднимать цены. От этого в первую очередь выигрывают те, кто работает нелегально, прикрываясь перевозками по заказу. Такая же проблема возникает и в агломерации Иркутск — Ангарск — Шелехов. Чем быстрее мы разработаем единую систему, тем быстрее попадём в федеральные трансферты на обновление автопарка. Необходимо уходить от хаоса. К тому же у нас есть положительный опыт других регионов.

Пассажиры голосуют рублём.

Председатель Общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области Алексей Соболь подчеркнул, что в условиях повышения цен на авиаперевозки и сокращения числа железнодорожного транспорта пассажир голосует рублём и предпочитает автобусы. Однако такой способ передвижения не всегда безопасен и удобен.

— Нам удалось уберечь систему перевозок от полного развала в 90-х годах, но при этом о развитии и каких-то прорывах пока говорить не приходится, — считает Алексей Соболь. — Перед заседанием мы с коллегами побывали на иркутском автовокзале. У меня сложилось впечатление, что система пассажироперевозок уже не поспевает за реалиями нашей действительности. И речь не только о междугороднем, но и о городском транспорте. Несколько лет назад говорили о создании в Иркутске линии скоростного трамвая, но сейчас и этого нет.

Министр транспорта и дорожного строительства Иркутской области Максим Лобанов рассказал депутатам, что в Приангарье запускают пилотный проект по навигационному контролю за автобусными перевозками.

— Это позволит проследить весь путь транспортного средства, соответствие заявленному маршруту, длительность остановок и простоев, — отмечает глава минтранса. — Полученные при помощи мониторинга данные дают возможность вести аргументированный диалог с перевозчиками в случае поступления жалоб от пассажиров. Министр подчеркнул, что у Приангарья большой потенциал для развития системы общественного транспорта, особенно если учесть, что наш регион имеет одну из самых протяжённых в стране дорожных сетей. Но количество не всегда означает качество.

Недоступная льгота.

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания области Наталья Дикусарова акцентировала внимание на невозможность для жителей некоторых районов пользоваться льготным проездным билетом из-за отсутствия валидаторов на межмуниципальных маршрутах. Человек заработал право на бесплатный проезд, но воспользоваться им не в состоянии. Глава областного министерства транспорта пообещал проработать этот вопрос совместно с минсоцразвития.

Претензии к перевозчикам звучали не только от депутатов, но и от представителей правоохранительных органов. Как рассказал врио начальника УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Сергей Глызин, с начала года в Приангарье произошло 68 дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов. Виновниками половины из них оказывались сами водители общественного транспорта.

По итогам дискуссии члены Общественного совета и депутаты приняли решение об усилении контроля за организацией автобусных перевозок в Приангарье. Также предстоит разработать и утвердить комплексную схему организации дорожного движения, которая позволит региону подключиться к федеральным программам по обновлению подвижного состава. Помимо этого, на территории Иркутской области планируется ввести единую универсальную социальную карту для льготников. К рассмотрению этих вопросов депутаты областного парламента вернутся в первом квартале 2023 года.