Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоVK ComboВсе проекты

Авторынок-2023: ослабевший рубль обрушил продажи и взвинтил цены

В Приморье стали везти меньше дешёвых машин, спрос на электрокары рухнул.
Источник: PrimaMedia.ru

Спрос на авторынке Приморского края упал вместе с курсом рубля. Новыми трендами стали растущая популярность автомобилей из Кореи, экспансия китайского автопрома и развитие таких экзотических направлений импорта, как автомобили из ОАЭ. Спрос на электрокары рухнул из-за отмены нулевых пошлин. Сохранятся ли эти тренды в 2023 году, и где сегодня можно выгодно купить автомобиль, выясняло ИА PrimaMedia.

На рынке затишье.

По данным Автостата, продажи новых автомобилей в России упали на 58% в 2022 году. А объёмы импорта автомобилей с пробегом выросли более чем на 80% относительно результатов 2021 года.

В 2023-й год рынок вошёл на волне нисходящего спроса. Из-за ослабевшего курса рубля продажи просели, отмечается недозагрузка паромов, везущих импортные автомобили во Владивосток. На автостоянках в портах освободились места, сообщают импортёры. Срок пребывания транспортного средства на складах временного хранения (СВХ) теперь составляет 5−6 дней, а не 10 дней и больше, как это было в период ажиотажа.

Директор компании Carwin Дмитрий Забора рассказывает, что ситуация резко изменилась за последний месяц.

«Если в прошлом году мы исходили из курса 60−62 рубля за доллар, а в пик продаж даже меньше, сегодня это 68−72 рубля. Дорогие машины прибавили в цене 500−700 тысяч рублей, и спрос на них снизился. Дешёвые автомобили тоже стали заказывать гораздо меньше. Если ситуация не изменится фундаментально, год будет неблагоприятным для импортёров», — рассказывает он.

Спад продаж отмечают и в компании «Тосэй».

«Январь достаточно слабый в отношении спроса. Цены выросли, и на рынке наступило затишье. Тем более что многие покупатели реализовали отложенный спрос в 2022 году, когда курсы валют были особенно выгодными», — комментирует представитель компании.

«Корейцы» рулят.

Иномарки среднего ценового сегмента по-прежнему покупают на японских аукционах. При этом одним из трендов 2022 года стала растущая популярность корейских автомобилей.

«Корейцев» стали везти больше, поэтому среди наших клиентов, которые занимаются автоимпортом, востребованы воны", — сообщили агентству в одном из региональных банков.

Важное преимущество корейского направления — отсутствие ограничений. В 2022 году японское правительство запретило импорт в Россию автомобилей стоимостью более 6 млн иен, тогда как корейский рынок даёт покупателю полную свободу выбора.

Представитель сертификационной лаборатории Денис Максименко подчёркивает, что речь идёт об автомобилях из Республики Корея, а не только корейского производства.

«Потому что импортируется огромное количество машин немецких и американских брендов — Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen и других», — поясняет он.

Собеседники акцентируют, что из Южной Кореи в основном везут либо дорогие, либо очень дорогие автомобили. Бренды эконом-класса типа Toyota Vitz там покупают редко.

Прайсы начинаются от 20 млн вон или 2,2 млн рублей по текущему курсу — столько стоит в Корее, например, KIA Sportage. Машины уровня BMW X5 с ослаблением курса рубля прибавили порядка миллиона в стоимости.

«За последние месяцы из Южной Кореи привезли много автомобилей на продажу по выгодному курсу в районе 40−45 рублей за 100 вон. Чтобы продать эти запасы, нужно 3−5 месяцев. Соответственно, сейчас проще, а иногда и выгодней купить автомобиль в Приморье по старому курсу, чем заказывать по новому», — говорит Дмитрий Забора.

Автомобили из ОАЭ.

Интересно, что в прошлом году дилеры и участники вторичного авторынка прорабатывали самые экзотические направления импорта. Отмечается растущая популярность Объединённых Арабских Эмиратов. Это настоящая «мекка» дорогих автомобилей, а выгодные курсы валют в 2022 году покрывали логистические издержки. Машины из ОАЭ завозили в Россию целыми эшелонами. Насколько будет востребовано арабское направление в новом году, остаётся под вопросом.

«Рынок ОАЭ предлагает не только поддержанные автомобили, но и новые авто, без пробега, — рассказали в компании “Тосэй”. — Популярностью пользуются автомобили премиум-класса, а также внедорожники, кроссоверы и пикапы. Можно сказать, что с поиском полноразмерного авто или премиального седана в ОАЭ проблем точно не будет. Другое дело — массовые в России автомобили эконом-сегмента, их найти в дорогих ОАЭ будет немного сложнее. Мы выделяем некоторые популярные модели автомобилей: Ford Ranger Wild Track 2023, Lexus RX 350 2023, Toyota Land Cruiser Prado 2023, Lexus lx600 2023, Toyota Hilux 2023, Toyota Camry 2023, Toyota Sequoia 2023, Toyota Tundra».

Представитель компании добавляет, что спрос на авто из ОАЭ растёт, но наблюдается корреляция в зависимости от курса валют, как и по другим направлениям. Наибольший всплеск интереса произошёл в ноябре прошлого года, когда курс 1 дирхама ОАЭ был равен 16 российским рублям, после чего начался постепенный рост. Сегодня курс уже несколько выше: 1 дирхам равен 18,79 российских рублей. Например, новый Toyota Land Cruiser Prado 2022 года выпуска объёмом двигателя 2,8 литра из ОАЭ сегодня обойдётся в 7 млн рублей в Москве.

Спрос на электрокары рухнул.

Ещё одна тенденция связана с электромобилями. Покупатели отказываются от них в пользу гибридов. Спрос на электрокары в 2022 году рухнул после того, как истёк срок действия нулевой ставки, ранее введенной решением Совета ЕЭК до 31 декабря 2021 года, поясняет Денис Максименко. Ставку вернули в размере 15 процентов от таможенной стоимости автомобиля. Продлевать льготу не планируется.

Отмена моратория на обязательную установку устройств ЭРА-ГЛОНАСС может привести к коллапсу в портах Приморья.

«В прошлом году доля электромобилей резко снизилась в общем потоке импорта. Сейчас в основном везут какие-то интересные модели для любителей подобной техники. Мы не наблюдаем массового завоза Nissan Leaf, как в период действия нулевой пошлины, когда его можно было привезти по цене от 400 тысяч рублей. Стоимость электрокаров очень сильно приблизилась к машинам уровня Toyota Prius, и выгоднее заказать гибридный автомобиль. Сегодня электрокары, которые везут в Россию в небольшом количестве, — это преимущественно очень дорогие машины для ценителей».

комментирует Денис Максименко

Дмитрий Забора подтверждает информацию: «Когда снова ввели пошлину, про электромобили постепенно забыли. Плюс покупатели “наигрались”, потому что слишком много минусов у таких машин. Иногда спрашивают дешёвые Nissan Leaf с хорошей батареей, но я бы сказал, что их уже не существует в природе. Наша компания сейчас привозит 2−3 электрокара в месяц, в основное это “лифы” в последнем кузове с 2017-го года, а раньше было стабильно от 20−25 “электричек” ежемесячно».

Дело в тарифе.

Примечательно, что за последние месяцы резко упали объёмы импорта автомобилей эконом-класса. Средняя стоимость ввозимого транспортного средства превышает миллион рублей. В Приморье больше не везут эшелоны Toyota Corolla Fielder и Toyota Vitz. Участники рынка не любят говорить о причинах, однако дело не только в курсовых разницах, но и в высоких накладных расходах.

Импортёр автомобилей Андрей Галимов поясняет, что на фоне ажиотажа фрахт и услуги складского хранения подорожали в разы.

«В 2021 году базовый тариф на услуги складского хранения составлял около 7 тысяч рублей рублей. К концу года он вырос до 9 тысяч рублей. В 2022 году его подняли до 30 тысяч плюс сопутствующие расходы, и на выходе мы можем получить сумму больше 40 тысяч. Если в прошлом году фрахт стоил 250−350 долларов, сейчас это 1,8 тысячи долларов и больше. При таких тарифах завозить автомобили эконом-сегмента просто невыгодно», — рассказывает он.

«АвтоВАЗ» борется с китайским автопромом и подержанными иномарками.

Сейчас есть и СВХ с базовым тарифом 36 тысяч рублей, в пять раз больше средних тарифов 2021 года. Ажиотаж спал, и участники рынка надеются, что услуги доставки и хранения автомобилей могут подешеветь в обозримом будущем.

Первичный рынок адаптируется.

Обзор посвящён вторичному рынку, но для полной картины стоит затронуть ситуацию и на первичном рынке. Дилерские центры выжили и адаптируются к новым реалиям.

Открывает новые направления бизнеса «Сумотори-Авто», официальный дилер «Мазда» и «Субару» во Владивостоке. Впервые за свою историю компания начала продавать праворульные б/у автомобилей с японских аукционов.

Появилась новость о том, что официальный дилер Mercedes-Benz «Альтаир-Авто» запустит продажи бренда Geely, одного из хитов китайского автопрома.

«Кто-то уже запустил новые направления, кто-то планирует запускать в ближайшее время. Плюс в активах дилерских центров — внушительный парк б/у автомобилей. И всё равно никуда не делись компетенции. Многие клиенты предпочитают даже б/у автомобили покупать у дилера, а не на свободном рынке, потому что могут быть уверены в том, что транспортное средство гарантированно прошло все проверки», — комментировал ранее в разговоре с корр. агентства генеральный директор ООО «Альтаир-Авто» Владимир Шестак.

Участники рынка ожидают, что в 2023 году основными направлениями автоимпорта останутся Япония и Южная Корея. Китайский автопром укрепит позиции на приморском рынке, хотя многие потребители считают, что привычные японские и корейские бренды выигрывают в соотношении цена-качество. Спрос так и не вернётся к пиковым показателям 2022 года, а фактор неопределённости будет определять конъюнктуру рынка.