В Краснодаре назвали причины повышения стоимости проезда в маршрутках

Вчера четыре крупнейших перевозчика Краснодара повысили тарифы в городских маршрутках и коммерческих автобусах с 35 до 40 рублей.

Таким образом, краевой центр сразу вошел в число столиц регионов с самой высокой стоимостью проезда в этих видах транспорта, догнав, по данным наших коллег, Хабаровск и Новосибирск.

В столице Кубани новый тариф стал действовать на 27 из 82 маршрутов. Но уже стало известно, что следом о новых ценах собираются объявить и остальные городские транспортные компании. Кстати, именно так произошло в январе 2021 года, а затем в июле цены подскочили еще раз. Возникает вопрос: а не повторится ли подобная ситуация? Тогда административный центр края может вообще выйти в абсолютные российские лидеры…

На минувшей неделе департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара провел брифинг с участием транспортных компаний и общественных организаций, а также городских, краевых и федеральных СМИ, чтобы пояснить, почему цены на проезд опять поднимутся и что будет дальше. В итоге обсуждение обнажило массу проблем транспортной системы в городе.

Любому человеку заранее было понятно, чем перевозчики станут обосновывать свой шаг: мол, расходы на все растут, вот и нам надо поднимать планку. Иначе обанкротимся. Собственно, на брифинге так и было сказано. По словам президента ассоциации РОР СРО «Союз транспортников Кубани» Ивана Петрова, подорожание топлива с декабря 2021 года составило от пяти до 10 процентов, запчасти взлетели в цене на 30 процентов, техосмотр — в два раза. Стоимость страховки для перевозчиков повысилась на 37 процентов. Кроме этого, в несколько раз увеличился пассажиропоток с безналичной формой оплаты. А за каждую такую транзакцию оператор с транспортных компаний берет пять-семь процентов.

Повышение тарифов — единственный выход. Причем это никак не повлияет на качество перевозок или закупку новых автобусов. Увеличение тарифов просто позволит нам остаться на плаву и не обанкротиться.

Иван Петров

С позицией перевозчиков категорически не согласилась руководитель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук. В доказательство она привела факты «недобросовестной работы компаний».

Несколько лет назад администрация Краснодара выделяла субсидии на покупку автобусов ПАЗ перевозчикам, чтобы они могли работать в городе, а жители — ездить в новом транспорте. А теперь мы вдруг видим, что эти машины, приобретенные по субсидии, отправлены на обслуживание маршрутов в других городах. Например, в Ейске, что легко отслеживается по госномерам транспорта. Так почему же они работают там, а не в Краснодаре?!

Марина Репещук

По ее словам, перевозчики также грешат тем, что отключают блоки ГЛОНАСС на автобусах (тогда их движение невозможно отследить), отказываются от предрейсового осмотра (это явно снижает безопасность транспорта) и устанавливают официальную зарплату водителям около 16 тысяч рублей, что наталкивает на мысли о «серых» схемах: «ведь никто не будет работать за такие деньги».

Представители мэрии Краснодара в ответ на это пояснили, что не имеют права просто так проверять бизнес. В соответствии с решением федеральных органов власти все контрольные проверки перевозчиков остановлены практически с 2020 года.

Мы подали 11 исков против представителей бизнеса по причине разных нарушений. Но все судебные решения оказались не в нашу пользу. Из 11 ни одного иска мы не выиграли, сейчас все они на апелляции.

Галина Шешина
и. о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Краснодара

Она также пояснила, что коммерческие перевозчики работают в столице Кубани на основании нерегулируемого тарифа. И в рамках действующего законодательства администрация не может контролировать изменение стоимости услуг этих компаний.

Нерегулируемый тариф — норма в законе, по которой стоимость перевозки определяет сам перевозчик с учетом затрат. О грядущем повышении организация должна оповестить жителей и департамент транспорта. Но вмешиваться мы не можем.

Галина Шешина

И. о. руководителя департамента добавила, что МУП «КТТУ», подчиняющееся мэрии и являющееся одним из основных городских перевозчиков, в ближайшее время не планирует поднимать стоимость проезда. «Во всяком случае, до июля этого года», — сказала Галина Шешина.

Так что тарифы для пассажиров трамваев и троллейбусов все же могут подскочить к лету? Похоже, что ответ на этот вопрос пока никто не готов дать.

Краснодар вошел в число столиц регионов с самой высокой стоимостью проезда в маршрутках.

В мэрии утверждают, что власти ищут выход из сложившейся ситуации и в ближайшем полугодии планируют перевести транспортную систему города на новый вид пассажирских перевозок — с регулируемыми тарифами. Это так называемые брутто-контракты, по которым перевозчик всю выручку перечисляет мэрии города, а та, в свою очередь, оплачивает компании работу — но не по числу перевезенных пассажиров, а за километраж.

Это позволяет наладить более четкое движение по маршрутам — по графику, минута в минуту. Кроме этого, мэрия города может поставить перевозчикам свои условия — например, чтобы транспорт был оснащен кондиционерами, комфортными сиденьями, видеокамерами в салоне и чтобы не допускали на маршруты тех, кто не соответствует требованиям.

Однако в Союзе транспортников Кубани уже заявили, что перевозчики могут согласиться на такие условия, только если тариф на перевозку позволит покрывать все дополнительные расходы, связанные с покупкой и обслуживанием техники, оплатой подорожавших ГСМ и прочего. Но в этом случае плата за проезд может подняться предположительно до 50 рублей.

Ввести регулируемые тарифы по брутто-контрактам мэрия Краснодара планировала еще в конце 2022 года, затем дата была сдвинута на начало 2023-го. А теперь перенесена еще на шесть месяцев, и бурные споры по этому поводу не утихают. Ведь если не поднимать тариф, то оплата работы перевозчиков тяжким бременем ляжет на бюджет города.

На сегодняшний день, по данным мэрии, перевозку горожан общественным транспортом в Краснодаре осуществляют 25 компаний. Из 92 автобусных маршрутов коммерческими являются 82. Из них на 81 те самые нерегулируемые тарифы, на которые администрация не имеет права влиять.

Мнения

Айтеч Хагуров,

руководитель отдела Института социологии РАН в Краснодаре, доктор наук, профессор:

— Как социолог, могу отметить, что повышение цены на проезд в общественном транспорте — очень чувствительный нерв, который власти совершенно напрасно раздражают. Маршрутками пользуется та часть населения, для которой каждый рубль немало значит. Повышение цен коснется очень широких масс. Буквально каждого. Не думаю, что власти не могли найти какое-то решение или в крайнем случае выделить средства для компенсации перевозчикам — но не повышать цены. Здесь можно говорить о росте социальной напряженности, которой в нашем обществе и без того хватает.

Агван Микаелян,

экономист, гендиректор компании «ФинЭкспертиза»:

— В первую очередь, надо задаться вопросом: есть ли в этой сфере государственное регулирование и должно ли оно быть? Частный бизнес всегда ориентирован на прибыль, а потребители хотят, наоборот, получить услуги подешевле. Чтобы найти золотую середину, надо сесть и посчитать — сколько есть реальных средств и каков должен быть результат. Краснодарский край всегда был профицитным регионом. И даже если в самом Краснодаре бюджет не позволяет ввести регулируемые перевозки, то решение названной проблемы наверняка можно найти на уровне края, просто перераспределив расходы и выделив столице Кубани чуть больше денег. И сделать это надо открыто и публично. Такой большой регион всегда может найти нужное количество средств для решения подобных вопросов.

Сколько платим

Цены на проезд в маршрутке в городах регионов России (руб.):

Хабаровск — 30, 35, 40 (в зависимости от маршрута и перевозчика); Казань — 36; Уфа — 35 (госперевозчик — 33); Новосибирск — 40−50; Красноярск — 32 (коммерческий автобус, в городе нет маршруток); Нижний Новгород — 35; Ростов-на-Дону — 32; Воронеж — 29; Пермь — 33; Грозный — 25; Ставрополь — 28−32 (в зависимости от маршрута); Нальчик — 25; Владикавказ — 25.

По данным собкоров «РГ».