Эксперт: в Калининградской области образовался 40% профицит экспортного зерна

Для решения вопроса требуется господдержка, полагает участник рынка.

В Калининградской области образовался профицит экспортного зерна. Как пишет PortNews со ссылкой на пресс-службу Института экономики роста им. Столыпина, такие данные озвучила генеральный директор АО «Портовый элеватор» Елена Зайцева.

По ее словам, потребителями калининградской пшеницы ранее в основном были страны северной Европы. Однако после изменения геополитической обстановки образовался профицит в размере 40% от всего валового продукта.

Его можно было бы поставлять на внутренний российский рынок, однако прекрасная по качеству пшеница будет неконкурентоспособной в части цен — себестоимость ее производства у нас выше. Так, нам требуется завозить на территорию региона топливо, удобрения, средства защиты растений — и провозить их по территории Литвы и Белоруссии. В результате цена на наше зерно выше, чем в других российских регионах. В придачу финансовой нагрузкой являются зерновой демпфер, введенный 2 июня 2021 года, а также квоты на экспорт зерна, действующие с 2020 года.

Елена Зайцева

Альтернативой может стать перераспределение экспортного профицита зерна из Калининградской области в такие страны как Марокко, Алжир, Мавритания, полагает гендиректор предприятия. Однако осадка у причалов сейчас составляет 8 м, соответственно, порт способен принимать относительно небольшие суда дедвейтом до 10 тыс. тонн. «К примеру, до Египта такие суда не дойдут. Для экспорта зерна в Африку требуется фрахт более крупных судов», — отмечает Зайцева.

Для решения вопроса профицита экспорта зерна из Калининградской области требуется господдержка, настаивает глава «Портового элеватора». Так, по мнению Зайцевой, самым эффективным шагом стала бы точечная отмена зернового демпфера. «Также требуются послабления в части квот — в масштабах России и государственного бюджета наши отчисления не значимы. Тогда как для нас подобные послабления дали бы ощутимый толчок к развитию. Также эффективной мерой помощи может стать субсидирование фрахтования судов для перевозок зерна по актуальным международным направлениям», — полагает эксперт.