Старейший в регионе порт Охотск спасают в Хабаровском крае

Из-за смещения русла реки Кухтуй его замывает косой.

Источник: АМП Охотского моря и Татарского пролива

В Хабаровском крае обнаружили угрозу стабильности работы самого северного и старейшего в регионе морского порта Охотск. Из-за русловых процессов бухта стремительно теряет судоходность, в то же время именно через этот порт жители Охотского района обеспечиваются товарами первой необходимости, а рыбаки и недропользователи вывозят на материк свою продукцию, напоминает ИА «Хабаровский край сегодня».

 — В устье реки Кухтуй отсутствует гарантированный судоходный канал. Тенденция смещения русла на запад сохраняется из года в год. Судоходство становится всё затруднительнее. По моим предположениям, через 5 лет порт может стать полностью не судоходным, — рассказал директор ООО «Охотский торговый порт» Марат Халиуллин. По заказу местных рыбаков процесс русловых изменений изучили учёные. Вердикт неутешительный. До 2019 года скорость смещения косы была 10 метров в год. Сейчас русло смещается в сторону посёлка Морской по 38 метров в год. В перспективе возможно слияние рек Кухтуй и Охота в одну, а посёлок Морской придётся просто расселять.

 — С проблемой смещения русла столкнулись ещё в начале 80-х годов прошлого века. Тогда был прорыт проран — искусственный канал. Река повернула под другим углом. Гарантию на это гидротехническое сооружение давали 6 лет, но он просуществовал три десятилетия. Если бы за ним следили, углубляли, проблем бы с намывом косы и смещением русла не возникло бы, — отметила председатель Хабаровского «Крайрыбакколхозсоюза» Ольга Булкова.

Охотские рыбодобывающие предприятия готовы за свой счёт обустроить новый проран в устье реки Кухтуй, чтобы остановить процесс смещения её русла и избежать остановки работы порта и переселения посёлка Морской. Но вопрос в том, кто выступит заказчиком этого проекта. Также у рыбаков нет финансовой возможности оплатить проектирование, которое намного дороже самих дноуглубительных работ.

 — Нам предложили самим стать заказчиками, но мы коммерческие организации. На согласование этого проекта у нас уйдёт минимум три года. Если же правительство подключится, то пройти все согласования можно будет и за полгода, — высказала мнение Ольга Булкова.

Совещание с охотскими рыбаками, портовиками и местными властями проходило под председательством министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Ирины Горбачёвой. Она попросила обобщить все имеющееся документы и информацию и взяла ситуацию на контроль.

— Эти вопросы требуют более детальной проработки. Мы встретимся с представителями управления по делам ГО и ЧС и министерства природных ресурсов края для разработки графика захода судов по завозу грузов в морской порт. Подчеркну, совещание будет не единственным. Мы запланируем серию встреч с сопричастными к данными вопросам органами исполнительной власти, — резюмировала Ирина Горбачёва.