Глава Минпромторга Новосибирской области Андрей Гончаров рассказал, где покупает сало и колбасу

В интервью, посвященном вопросам развития сферы гостеприимства, министр ответил на вопросы о личном отношении к местным брендам и о поддержке производителей региона.

В Новосибирске продолжает работу Форум сибирского гостеприимства. 6 апреля на форуме обсуждают вопросы сибирской кухни — то, как она представлена в отелях, ресторанах, на фудкортах в торговых центрах, на деловых мероприятиях и так далее. Министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров в интервью BFM-Новосибирск рассказал, о том, что сейчас происходит в сфере HoReCa и о том, как он сам относится к локальным продуктам и брендам.

 — Андрей Александрович, какое место занимает сфера общепита в экономике Новосибирской области сейчас?

Если говорить об экономике нашей области в целом, то, конечно, значительную часть занимает торговля, в том числе сфера услуг.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, оборот общественного питания по Новосибирской области за 2022 год составил 44,9 млрд рублей, с индексом 117,1% к соответствующему периоду 2021 года.
За январь 2023 года оборот общественного питания составил 4,0 млрд рублей, 109,7% к январю 2022 года. То есть мы показываем постоянный прирост!

Хочу отметить, что с мая 2022 года Новосибирская область занимает первое место среди регионов Сибирского федерального округа по обороту общественного питания. Темпы роста сферы общепита нашего региона превысили общероссийские показатели почти в два раза.

Обратимся к цифрам: в Новосибирской области действует 2,6 тысяч предприятий общественного питания на 98,3 тысячи посадочных мест, в том числе 212 ресторанов, 921 кафе, 297 баров, 234 столовых и 407 закусочных.

Среднесписочная численность работников гостиниц и предприятий общественного питания в декабре 2022 года составляет 17,6 тысяч человек (118,1% к декабрю 2021 года).

— Если сравнить сегодняшнее положение в отрасли с тем, что было три-пять-десять лет назад, какие тенденции стоит отметить?

В сфере общепита это, безусловно, развитие доставки из самих ресторанов и агрегаторов (Яндекс еда, Delivery), ресторанов быстрого питания и работа франшизных проектов. Это всё формирует дополнительную потребность в кадрах (курьеры, повара, официанты). К примеру, за последние три года число вакансий для пиццемейкеров выросло в Новосибирске более чем в 4 раза.

— Период пандемии сильно повлиял на компании, работающие в сфере гостеприимства. Сейчас этот период уже позади. О каких потерях (заведения, отток кадров и пр.) можно говорить? Были ли полезные уроки, которыми запомнится этот непростой период?

Коммуникационный урок пандемии — самый главный. Мы до этого так не разговаривали с бизнес-сообществом. Не было столь близкого контакта. А в годы пандемии контакт был близким и часто даже жёстким. Бизнес был на грани выживания. И надо было включаться, что-то делать. Мы научились за это время понимать, что без бизнеса фактически ничего не будет. Это понимание дорогого стоит. Бизнес — это налоги, зарплаты, производство продуктов, товаров, которые всем нужны. В непростой период все это отчетливо увидели. Бизнес сделал очень много, чтобы выстоять и другим помочь. Мы со своей стороны тоже старались помогать всем, чем только можно. Коммуникатором между бизнесом и властью стали отраслевые объединения. За это им всем спасибо, конечно.

Если говорить про потери, то они, безусловно, были. Некоторые заведения закрылись. Но их не так много на самом-то деле. В первую очередь пострадали те предприниматели, которые не диверсифицировали бизнес. Многие уже научены предыдущими кризисами, и у них кроме заведений общепита было что-то ещё (торговля, производство). Это помогло, конечно. Плюс ещё меры поддержки, которые оказало государство, — налоговые льготы, отсрочки и так далее. Взаимодействие было очень тесным. Не могу сказать, что оно всегда было приятным, но полезным было точно.

Сейчас все немного выдохнули, но на всех коммуникационных площадках мы продолжаем взаимодействовать.

— Каким был для предприятий HoReCa 2022 год? Иногда казалось, что участники рынка дают противоречивые оценки: одни говорили, что людям вообще стало не до ресторанов и кафе, другие отмечали, что ограничения в части международного туризма привели к тому, что люди стали больше тратить в местных ресторанах и на локальных маршрутах. Что получилось в итоге?

Если пройти по одной из самых посещаемых улиц нашего города — улице Ленина, то можно увидеть заведения на любой вкус. Это многообразие национальных кухонь и заведений разных форматов, от ресторанного дворика до высокой кухни. Сейчас также набирают популярность небольшие бары, где можно и попеть в караоке, и попробовать необычные настойки. Люди по-прежнему ходят в рестораны с семейной концепцией, для ужина в выходные или празднования особых случаев.

На Центральном рынке появился успешный формат гастро-корта с блюдами вьетнамской, корейской, мексиканской, грузинской кухни. И там можно не только поесть: концепция подразумевает проведение кинопоказов и музыкальных вечеров.

В прошлом году вместе с кулинарным блогером Никой Ганич мы создали уникальный гастрономический путеводитель — Ника побывала в области, познакомилась с местными фермерами, дегустировала блюда в новосибирских ресторанах и барах, и по итогу получилась очень интересная карта мест, обязательных для посещения.

Что касается сибирской идентичности, то мы, наверное, должны уже к этому прийти. Но сделать это, не противопоставляя себе кому-то, не критикуя зарубежные продукты, бренды, а развивая и популяризируя своё, родное. Запрос такой созрел, это очевидно. Кто-то уже давно осознанно сделал свой выбор, и для него отечественные продукты самые вкусные, самые полезные, самые свежие. Так и есть на самом деле. Но есть пока ещё проблемы с подачей, с формированием брендов. Бизнес должен понять важность маркетинга, продвижения. Уже есть масса положительных примеров, когда продуманы упаковка, оформление, шрифты и многие другие мелочи, которые на самом деле мелочами не являются. Мы на правильно пути, надо это поддерживать.

Проекты, я думаю, стоит делать, в том числе телевизионные, видеоконтент для интернета, соцсетей. Чтобы журналисты, блогеры сами пробовали, показывали, рассказывали о местной продукции. Я, кстати, всегда на ярмарках всё пробую и покупаю — никогда оттуда не ухожу без сала, колбасы наших производителей. Хлеб очень вкусный наши пекарни делают и там продают, мимо них просто невозможно пройти, насколько там аппетитные запахи. Ярмарочные форматы — это очень выигрышная история для всех. С общепитом тоже стоит чаще делать что-то подобное.
Нам стоит думать не только о привлечении гостей из других регионов и стран. Уверен, что и самим жителям Новосибирской области интересно будет поездить, посмотреть. Для начала всех призываю посетить хотя бы одну из ярмарок. Кто однажды их посещает, потом уже старается не пропускать.

— Сейчас в Новосибирской области очень заметен тренд на то, что называют «сибирской идентичностью». Жители региона отправились открывать для себя местные локации, местную кухню, местные события. Кто и как поддерживает эти направления?

Безусловно, это очень актуальный тренд, его поддерживает и правительство Новосибирской области, и наши сибирские товаропроизводители. Как Вы знаете, в прошлом году мы отмечали юбилей области, и к этому событию были приурочены различные мероприятия при поддержке нашего министерства: это и гастрономический фестиваль на набережной Оби, и областные ярмарки, и продвижение продукции наших местных фермеров. Последние активно сотрудничают с ресторанами Новосибирска и поставляют им продукцию, а многие рестораны сегодня делают акцент на сибирской кухне. Это связано также с большим притоком туристов, в том числе и на прошедших новогодних праздниках, когда наш город был новогодней столицей России.

— Какие прогнозы можно сделать на 2023 год?

В первую очередь хочу сказать, что предприниматели могут обращаться за мерами поддержки своей деятельности в наше министерство и также в центр «Мой бизнес» Новосибирской области, где активно реализуются бесплатные образовательные программы.

Не так давно мы выпустили каталог фермерской продукции НСО, куда вошли и сыры, и молочные изделия, мёд, изделия из дикоросов и многое другое. Под руководством экспертов в ходе курса для самозанятых фермеров участники разработали логотипы для своих хозяйств, научились создавать сайты-визитки и освоили азы продуктовой фотосъёмки.

Также мы поддерживаем предпринимателей, которые доставляют продукты питания и товары первой необходимости в отдалённые районы. В 2022 году в период снижения покупательской активности и рентабельности работы магазинов в малочисленных и отдалённых селах государственная поддержка сельской торговле оказалась особенно актуальна. Из областного бюджета на реализацию мероприятий программы «Развитие торговли» было направлено 53,14 млн рублей, в том числе 24 миллиона рублей на предоставление субсидий на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдалённые села Новосибирской области, начиная с 11 км от районных центров. В этом году мы также продолжим оказывать эту поддержку.

На 2023 год запланировано 13 оптово-розничных универсальных ярмарок в районах нашей области, все места товаропроизводителям предоставляются бесплатно. Также мы будем проводить традиционные образовательные программы, семинары и форумы, такие как Школа торговли, Дни ритейла в Сибири и многие другие.