Эти молодые люди амбициозны, ими сложно управлять, мотивировать и обучить чему-то новому. Основная их особенность в том, что на протяжении всей жизни у них был доступ к интернету и цифровым технологиям, поэтому поколение Z называют еще «цифровыми людьми». Они могут обходиться без живого общения и им не всегда комфортно работать в офисах открытого типа. Да и в целом, они всё стремятся делать с помощью технологий.
В итоге примерно 49% опрошенных заявили, что с ними работать сложно, а 79% участников опроса назвали их «самым сложным поколением» на рабочем месте. Между тем 59% респондентов отметили, что вынуждены были увольнять сотрудников этого возраста, а 20% и вовсе заявили, что уже в течение недели после начала работы давали молодым работникам «нагоняй». Кроме того, 39% опрошенных сказали, что молодому поколению не хватает усилий на рабочем месте, а 37% указали на недостаток мотивации.
В чем их проблема
По мнению психолога-консультанта, системного коуча Динары Маскеевой, сотрудники «поколения Z» работают очень плохо в иерархической конструкции. Если работодатель обладает возможностью объединять молодых людей в какие-то группы, в которых они будут максимально вовлечены и взаимозависимы, и создавать внутреннюю социальную динамику внутри этих команд, то они будут демонстрировать хорошую эффективность. Это можно увидеть на примере TikTok house: они собираются и снимают ролики для соцсети, зарабатывая хорошие деньги. Но не каждый работодатель может себе это позволить.
«У большинства представителей такого поколения очень высокие ожидания, так как человек в этом возрасте переоценивает себя. Когда родители вкладываются в ребенка, говоря, что он уникальный, самый лучший и постоянно гладят его по голове, они думают, что с ними также будут возиться и работодатели и относится к ним как их ближайшее окружение — терпеть, уступать, постоянно отдавать. А потом иллюзия разбивается о реальность сурового мира».
Специалист отметила, что большинство молодых людей не желают брать на себя ответственность за свои действия, при этом они хотят развлекаться и иметь большой доход.
«Анализируя молодежь, я замечаю эту тенденцию поголовно. В психологии есть такое понятие, как три эго-позиции: я-взрослый, я-родитель, я-ребенок. Здесь речь идет про ответственность. Несмотря на то, что им уже за 20 лет, чаще всего многие из этого поколения застревает в детстве, не хотят взрослеть, ведут себя инфантильно и остаются на уровне ребенка. Поэтому они не могут брать [на себя] ответственность, но при этом ожидания у них, как правило, очень высокие. То, что он может дать в мир, — оно не сбалансировано, здесь возникает внешний конфликт, когда человек хочет вести праздный образ жизни, получать хорошую зарплату, при этом брать минимум ответственности».
На вопрос, почему представителей этого поколения трудно мотивировать, Маскеева ответила, что все дело в их детской позиции и незрелости.
«Конечно, многие работодатели справляются с такой задачей, просто [количество] усилий у них будет в три раза больше, чем уже с квалифицированным работником. Появляется вопрос: нужно ли работодателю вкладывать столько энергии и ресурсов? Мотивация — это важная часть, но не основная, ведь это не детский сад, где постоянно надо хвалить и мотивировать. Самое главное — это развитие компании. Приходя в организацию, новый сотрудник уже должен быть замотивирован».
Говоря о том, почему у молодого поколения высокие запросы при отсутствии опыта, психолог подчеркнула, что нужно смотреть в корень вопроса.
«Это также связано с тем, что многие родители с детства не прививают ребенку навыков ответственности и дисциплины. В будущем такие дети становятся чрезмерно инфантильными и постоянно привлекают к себе внимание. Что такое инфантильность — это когда человек проявляет себя несвойственно тому обществу, где он находится, чтобы добиться своих целей. Чаще всего работодателям не нужен этот “детский сад”, и поэтому они отказываются принимать на работу таких людей, им проще взять опытного специалиста, чтобы оградить себя от внутренних “эмоциональных качелей”.
Она добавила, что многие люди «поколения Z» не всегда представляют, как правильно вести себя в социуме, так как у них не развито критическое мышление.
Психолог обозначила, что сегодня мир стал слишком потребительским, и дети растут с высокими ожиданиями и требованиями от мира, с позицией «вы мне должны».
«Ребенку с детства доступно все: разная еда, игрушки, гаджеты, интернет, мультфильмы. У них нет чувства дефицита, они не знают, что это такое. Человек растет в этом привычном мире, а когда социализируется и появляются отношения работодатель-работник, он также считает, что ему должны. И когда с него начинают требовать, он пребывает в растерянности».
По ее словам, человек развивается, проходя определенные этапы. Сначала это детский сад, потом школа и университет — он постоянно находился в позиции младшего, и над ним всегда кто-то есть.
«В учебных учреждениях это педагоги, а дома — родители. И когда человек выходит из этой среды, он автоматически ищет такие же условия, где будет взрослый, опекающий его. Когда 20-летний приходит в компанию, он автоматически пытается восполнить этот пробел, думая, что вместо него будет разгребать кто-то “сверху”. Нужно понимать, что уже нет “учителя”, а каждое твое действие имеет вес и последствия, за которые ты должен нести ответственность сам».
В качестве примера незрелой позиции и проявления инфантильности Динара Маскеева привела случай ее молодой знакомой — 19-летней девушки, которая учится на первом курсе не самого престижного университета в городе.
«Я какое-то время наблюдала за ней и сделала вывод, что девушка хочет легких денег. Хочет не просто сразу, но и много. Она ходила на разные собеседования и заявляла работодателям, что хочет получать минимум 300 тысяч (тенге. — Прим. ред.) на руки. Вы понимаете, что запрос очень высокий для студентки, даже не последнего курса, не имеющей никакого опыта за плечами. Анализируя ее поведение, я заметила не только амбиции, высокие запросы, но и проявление некой наглости. Многие представители поколения Z сегодня не желают трудиться, но при этом хотят получать деньги легким способом».
Между тем, по словам hr-специалиста одного из рекрутинговых агентств Алматы Софии Субботиной, сегодня «поколение Z» определенно завышает свои запросы, особенно по зарплатным ожиданиям.
Имея опыт работы как во внутреннем рекрутинге, со стороны компании, так и во внешнем, специалист отметила, что были нередки случаи, когда они брали специалиста с нуля — выпускника вуза, а через полгода он обновлял резюме с уже обретенным функционалом в рамках их компании.
«Были заявлены высокие суммы в зарплатных ожиданиях, причем, возможно, это связано с тем, что сегодня очень широко распространено инфоцыганство. Многие блогеры и лидеры мнений, на которых равняется молодежь и берет с них пример, говорят, что можно без проблем зарабатывать 500−600 тысяч или миллион тенге в месяц, не прилагая особых усилий, работая тем же SMM-менеджером или онлайн-администратором». Специалист по рекрутингу София Субботина.
По ее мнению, сегодня рынок предлагает интересные кейсы в плане онлайн-работы, и, конечно, мотивация работать за начальную зарплату в компании и постепенно продвигаться по карьерной лестнице сегодня не очень популярна среди молодых людей.
«Сейчас многие хотят быстро заработать, став популярным тик-токером или блогером, причем у молодежи есть наглядные примеры, и они понимают, что это возможно. Если рассматривать внешний рекрутинг, могу сказать, что сейчас компании ищут больше зрелых специалистов, начиная от 25 лет и старше, с уже какими-то навыками и функционалом. Организации уже не хотят обучать, потому что сегодня все стремительно растет и развивается, и они не готовы вкладывать свое время и ресурсы. Им нужен готовый специалист, который придет и будет работать без каких-либо дополнительных вложений в него».
На вопрос о том, почему молодежь не хочет работать в офисах и все чаще предлагает выполнять поставленные задачи удаленно, рекрутер отметила, что это происходит потому, что, потребляя контент в интернете, молодые сотрудники постоянно сталкиваются с идейной пропагандой того, что можно без опыта зарабатывать большие деньги и свободный график.
«Сейчас есть очень большое количество курсов, которые предлагают онлайн-обучение с возможностью в дальнейшем работать в комфортных условиях дома из любой точки мира, поэтому молодежь чаще всего рассматривает онлайн работу».
По мнению Субботиной, сейчас молодые специалисты больше настроены на быстрый заработок, чем на долгую карьерную лестницу. Она подчеркнула, что очень часто сталкивается с тем, что молодые специалисты не задерживаются в компании более чем три года, в то время как их коллеги постарше могут работать в одной компании 10−15 лет.
Возможно, «поколение Z» доставит еще немало хлопот работодателям, но то, что среди инфантильных и необъективно амбициозных людей есть по-новому мыслящие, талантливые и трудолюбивые представители, тоже неоспоримый факт.