Ажиотаж на рынке импортных авто: что поменялось и чего ждут в порту Владивостока

Подробнее о ситуации рассказал генеральный директор Владивостокского автомобильного терминала Виталий Марченко.

Источник: FESCO

С уходом из России многих официальных дилеров внимание всей страны оказалось приковано к надежной и проверенной годами схеме — ввозу нового или «пробежного» автомобиля из Японии или Кореи. На сколько увеличился импорт б/у авто? Смогли ли «корейцы» подвинуть «японцев», и много ли стали привозить «китайцев»? И главное — что происходит с импортом авто сейчас? Обо всем этом рассказывает генеральный директор Владивостокского автомобильного терминала (входит в структуру ВМТП, Транспортная группа FESCO) Виталий Марченко.

Автобум 2022-го: что это было?

В 2022 году из-за ухода зарубежных автопроизводителей из России заметно вырос импорт б/у авто из стран Азии через Владивостокский автомобильный терминал. Резкий всплеск — сразу на 58% — произошел в III-IV кварталах. Это привело к увеличению объема импорта на 20 тысяч машин.

Поменялась и структура импорта: после первого квартала прошлого года в ВМТП перестали приходить новые японские автомобили. Единственное исключение — транзитная отправка Subaru в Казахстан (100−150 в месяц). Корейские новые автомобили приходят в небольшом количестве — как правило, это частные заказы клиентов.

Стабильный импорт новых автомобилей составляют только китайские Chery, которые идут напрямую дилерам. Но и они не смогли компенсировать уход «японцев» и «корейцев» — в общем объеме количество новых автомобилей уменьшилось значительно.

По новой крупногабаритной технике ситуация схожая — если в 2021 году было много техники японских производителей (Hitachi, Komatsu), то сейчас эту нишу занимают китайские бренды.

Среди б/у авто, несмотря на резкий рост импорта, соотношение практически не поменялось: подавляющее большинство — из Японии, «корейцы» составляют не более 20% от общего объема. Китайские б/у автомобили приходят в единичных экземплярах, это скорее исключение из общего потока.

Как и в прежние годы, большая часть машин сразу грузится на автовозы или уезжает на запад своим ходом. В Приморье остается порядка 10−15%. Примечательно то, что в отличие от праворульных авто, автомобили из Кореи (левый руль) на запад уезжают в большем соотношении.

Как порт отреагировал на резкий рост

Владивостокский автомобильный терминал уже долгое время работает над оптимизацией выгрузки, хранения и выдачи машин. Процесс полностью автоматизирован. Еще до подхода судна службы ВАТ получают полную информацию о его грузе и номенклатуре. Программа, в которую заносятся данные о каждой конкретной машине, позволяет в реальном времени отслеживать местонахождение авто. Это позволяет значительно ускорить все процессы на терминале. В зависимости от страны вывоза и с учетом всех таможенных процедур, автомобиль, как правило, выдается клиенту через 3−7 дней с момента выгрузки с судна. А, например, непосредственно выдача клиенту занимает в среднем 15 минут.

В 2022 году были введены в эксплуатацию дополнительные площади на 100 и 220 авто. В конце года также был оборудован СВХ для хранения 1100 единиц автотехники. Таким образом, в зависимости от размера автомобилей и их расстановки, терминал может единовременно разместить 4 200 — 4 400 единиц (из них половина — на крытых площадках). В месяц порт способен принять и передать клиенту 12 тысяч машин.

Что происходит с автомобильным потоком в 2023-м?

В этом году объем ввоза снизился. Традиционно начало года считается «низким сезоном», но в 2023 году ожидаемого подъема в последующие месяцы не произошло. Так, например, в марте ВАТ принял порядка 8 тысяч автомобилей. Это выше, чем в марте прошлого года, но значительно ниже, чем в III-IV квартале 2022 года.

Причина на данный момент — сильно выросшие курсы валют и, следовательно, значительный рост стоимости автомобилей в Японии и Корее, что привело к снижению количества продаж и отправок авто в Россию. Также влияние на импорт корейского автопрома оказало ограничение по стоимости авто.

Подводя итог, можно отметить, что на данный момент мощности порта позволяют с запасом обрабатывать весь входящий объем автотранспорта. ВАТ готов к любым изменениям импорта. Достигнутый уровень автоматизации позволят справиться с резким увеличением объемов ввоза, если он, наконец, случится. А в случае ухудшения ситуации со спросом существует возможность использования имеющейся инфраструктуры для других типов грузов.