Далеко не уедешь? Кто на Дону заменит импортных производителей в сфере авто

После ухода с российского рынка иностранных производителей образовавшиеся «дыры» с удвоенным рвением стали латать донские компании.

Без хороших чехлов салон машины быстро придёт в печальный вид, а без дисков далеко не уедешь. Поэтому импортозамещение в сфере авто сегодня очень актуально.

Корреспондент rostov.aif.ru выяснила, насколько донские производители могут удовлетворить потребности российских автовладельцев.

АЗОВСКИЕ ДИСКИ.

Вот уже 18 лет работает единственное на юге России и одно из ведущих российских предприятий по производству колёсных дисков по технологии литья под низким давлением — компания ООО «Азов-ТЭК». Диски полностью сделаны в России.

Первую продукцию предприятие выпустило в апреле 2006 года. Сегодня же здесь выпускают более 350 моделей легкосплавных дисков различных дизайнов, цветов и размеров. Колёса из алюминиевых сплавов для пневматических шин этих брендов отмечены сертификатом соответствия «Сделано на Дону». Вся продукция сертифицирована согласно требованиям РФ. Завод выпускает свыше 50 тысяч дисков в месяц практически всех модификаций. Колёсный ряд составляет свыше 300 моделей 1700 различных модификаций.

На азовском предприятии на всех этапах производства особое внимание уделяется качеству продукции. Диски испытывают согласно ГОСТам с повышенной нагрузкой 110−120% в заводской лаборатории контроля и качества, оснащённой современным оборудованием.

Кроме того, полученные сертификаты ISO9001 и ГОСТ 58139 позволили азовчанам работать на международном рынке. Свою продукцию предприятие поставляет во многие города России, а также Казахстан, Армению и Белоруссию.

Сейчас на заводе работают свыше 300 человек, треть из них имеют среднее специальное и высшее образование. Казалось бы, всё замечательно, но на сегодняшний день самая главная проблема на предприятии — это кадровый вопрос. Особенно оно испытывает дефицит специалистов технических и рабочих специальностей: операторов станков с ЧПУ, литейщиков, плавильщиков, фрезеровщиков, токарей, маляров. Для того, чтобы решить эту проблему, предприятие на постоянной основе сотрудничает с колледжами, техникумами и вузами Ростовской области. Но это ещё не всё. На производстве существует система наставничества. Свои кадры азовчане выращивают сами. Так, Игорь Красюченко начинал обычным рабочим, а сегодня он технолог покрасочного участка. Начальник литейного участка Александр Лысенко изначально трудился литейщиком, Виталий Карпенко из оператора станка ЧПУ стал начальником механического участка.

СЫРЬЁ ОТКУДА?

Другая, не менее важная проблема — это поставки сырья. Прежде всего, увеличились сроки, поскольку предприятие работает по некоторым позициям параллельного импорта, когда сырьё европейского производителя приходиться покупать через стран-партнёров, то есть не напрямую у производителя. Например, та же краска поставляется не только из России и Китая, но и стран Европы по параллельному импорту. На сегодняшний день недостаточно предприятий в нашей стране, производящих краску для полного производства дисков из отечественных комплектующих. Но при этом основная часть сырья, конечно же, отечественная. Главный поставщик — это объединённая компания «Русал», с которой азовское предприятие сотрудничает много лет. Также российского производства вся упаковка и гофрированная тара. Так что сегодня на заводе полным ходом идёт процесс импортозамещения.

К общим проблемам производителей, связанным с автобизнесом, можно отнести массовый уход мировых автомобильных концернов. Но вместо них на рынок пришли компании по выпуску китайских автомобилей. Поэтому отечественным производителям, в том числе и азовскому предприятию, сегодня необходимо переформатироваться по всем направлениям и позициям. Уже сегодня азовчане выпускают колёса с определёнными техническими параметрами и характеристиками именно для данных автомобилей. На российском предприятии стараются держаться в доступном ценовом диапазоне, не повышая стоимость своей продукции для покупателей, регулируя ценовую политику. Учитывая, что работает компания на вторичный рынок, приходиться постоянно проводить мониторинг, какие именно производители заходят на авторынок и с какими видами продукции.

Что касается конкуренции на внутреннем рынке, то у азовской компании есть определённые преимущества. Но с каждым годом ситуация становится всё жёстче, поэтому брать впрок люди не хотят. А если заказывать в Китае, то это нужно делать не только заранее, но и сразу оплачивать. Другими словами, если рассмотреть цепь поставок, то в случае с российским производителем она более эффективная. Это даёт возможность работать оперативнее, а где-то даже дешевле. Плюс необходимо учитывать волатильность рубля и валюты, в которой принимают оплату китайцы, а здесь российская фирма, конечно же, выигрывает. Поэтому качество — значит конкурентоспособность.

Здесь считают, что лучшее вложение — это люди и новое оборудование и технологии.

Шесть лет назад компания начала строительство нового завода по производству автомобильных дисков, на сегодняшний день его готовность составляет 80%. На торжественной закладке будущего завода под первый камень положили юбилейную монету, посвящённую 950-летию Азова. Город Петра I был выбран неслучайно, так как по словам генерального директора Александра Борисова, здесь были созданы все условия. Вот и пришло время расширяться. Мощность завода составит 1−1,5 млн единиц продукции в год.

ШАХТИНСКИЕ ЧЕХЛЫ.

Уже 24 года в городе Шахты работает компания по пошиву чехлов для сидений автомобилей «Lord AutoFashion» (ИП Уваров Геннадий Владимирович). Сейчас на предприятии работают 80 человек, а объём выпускаемой продукции составляет более 3000 изделий в месяц.

Как рассказала главный технолог компании Лариса Уварова, история фирмы началась в далёкие 90-е годы, когда они вместе с мужем занимались розничной продажей автозапчастей и чехлов. Однажды к ним подошёл мужчина и спросил, могут ли они сделать эксклюзивный чехол на иномарку. Вот тогда-то Уваровы изготовили свой первый чехол. Клиент остался доволен. Тогда и решили заниматься этим видом бизнеса. Сначала Лариса Михайловна сама шила чехлы, потом взяла одну помощницу, затем другую…

Сегодня предприятие — один из лидеров по производству и продаже авточехлов в России от классического стиля до класса «люкс», как для автомобилей отечественного, так и зарубежного производства. Для пошива чехлов используются материалы российских и зарубежных производителей. Все комплектующие проходят сертификацию.

Что касается проблем, то изначально у шахтинцев существовал вопрос с перевозками, так как под санкции попали перевозки по морским линиям. Сегодня нашли пути, не попадающие под экономические санкции. Но при этом увеличился срок доставки материалов из Китая, которые перевозят на водном транспорте значительно дольше, чем раньше. Но это никак не повлияло на планы компании, в которые входит поиск новых партнёров во всех регионах России и ближнего зарубежья, участие в выставках федерального и международного масштабов, расширение товарного ассортимента.

Цитата.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИЗ ШАХТ МАКСИМ ОТОРОКИН:

— Мы, предприниматели, создаём. Допустим, один проект закончился, а руки уже чешутся, чего бы ещё такого сделать. И ты уже не можешь остановиться. Знаете, чем бизнесмен отличается от предпринимателя? Бизнесмен, прежде чем вложиться в проект, будет всё очень досконально просчитывать, чтобы понимать, сколько заработает. А у предпринимателя совсем другой подход. Он создаёт только тот продукт, который лично ему интересен. Да, с точки зрения глобального бизнеса, подход неверный. Но для мелкого бизнеса, я считаю, это правильно. И заметьте, что именно мелкий бизнес формирует основу чего-то большого.