Взгляд изнутри: зачем туристам в Крыму показывают изнанку предприятий

Виноград для батритизированных вин растет на полуострове только в одном месте — под Судаком. Бактерия капризна, ей нужны сразу семь факторов: очень жаркое лето, длинная, сухая осень, каменистая почва, близость моря, и виноградник должен находиться под горой, чтобы утром было много росы.

На вид ужасно: плесень как будто съела все ягоды, виноград точно испорчен, еще на лозе. Но на самом деле это — уникальная технология, «виноград дор-блю». Из таких ягод, окутанных бактерией батритис синерия, получаются невероятные утонченные вина. Это вино пахнет жимолостью, ни на что не похоже. Одно слово — уникальные батритизированные вина. Раньше такие делали только на юго-западе Франции и северо-западе Испании, а теперь их можно попробовать и в Крыму.

Виноград для батритизированных вин растет на полуострове только в одном месте — под Судаком. Бактерия капризна, ей нужны сразу семь факторов: очень жаркое лето, длинная, сухая осень, каменистая почва, близость моря, и виноградник должен находиться под горой, чтобы утром было много росы.

Технологию освоили крымчане-энтузиасты. Решили вложить средства не в строительство или быстрый бизнес, а в благородное виноделие. Предприниматель из Севастополя Юрий Шавардов присмотрел этот кусок земли под Судаком еще в украинские времена. И сразу понял, что хочет здесь не застроить все отелями, а сделать вино с историей.

«Юра, мой напарник, говорил, что есть интересная земля в Судаке, вот бы здорово там было посадить виноград, потому что в архивах Венеции и Генуи остались нотариальные записи о том, что с этого участка платился налог за производство вина. Самая старая запись — 1213 год, то есть 800 лет назад здесь уже было виноделие. Была еще 800-летняя запись о том, что в хорошие года вино из Судака вывозилось в Италию, в Метрополию», — рассказывает Андрей Мирошниченко.

Рождение вина и туризма

Очарованные винодельческими возможностями коралловых и вулканических почв, напарники на бывших виноградниках, которые в советское время засадили розовыми кустами на эфирное масло, не только снова разбили здесь виноградники, посадили 12 сортов испанских и французских лоз, но и все найденное в земле при распашке оформили в музей.

«Все, что мы находим в земле, остатки керамики, монеты, мы складывали, а потом решили вот в этом подвале сделать музей виноделия и виноградарства. Это не супер- богатство, но нам это ценно, потому что отражает нашу историю, мы поднимаем культурный слой», — говорит Юрий.

Музей расположен в винном подвале позапрошлого века. Сумрачно, прохладно, в меру влажно: идеальный климат для хранения вина и для исторических экспонатов. И для экскурсий. Пока снаружи палит солнце, здесь дышится легко.

«У нас есть экскурсии — в музее, где мы рассказываем историю этого места, об истории особенности почвы, историю возникновения виноградарства. Второе направление — мы вывозим людей в поле, показываем современный виноградник, объясняем его преимущество над традиционным, показываем коралловый риф, которому 250 млн лет, колодец первого века нашей эры», — говорит Андрей Мирошниченко.

Кроме того, конечно же, дегустация и два раза в месяц вечерние концерты: прямо в подвале 1899 года, около экспонатов, при свете свечей. Там же под каменными неоштукатуренными сводами стоит пианино 1882 года. Звук получается очень хороший.

«Мы всем этим занимаемся пять лет и все через себя пропускаем. А к туристическим экскурсиям на производстве нас подтолкнули ковидные года. У нас была одна экскурсовод, она нам и посоветовала. У нас еще есть джипинг на гору Перчем, там красивый вид открывается на Судак, на Новый Свет», — говорит Юрий Шавардов.

Кстати, от центральной трассы к предприятию есть коричневый, «туристический» указатель, есть сертифицированные экскурсоводы, есть понимание, как работать комплексно — презентуя свою продукцию, открывать новые горизонты, не только вкусовые, но и познавательные.

Как привести туриста на завод

Агропромышленный туризм в Крыму — это, в принципе, очень привлекательная бизнес-история. В этом уверены в Корпорации развития Республики Крым. В конце 2022 года в реестре объектов агропромышленного туризма Крыма было 11 предприятий. Их основа — винные производства.

Как сделать из завода или фабрики туробъект — учат. В октябре 2022 года Республика Крым вошла во второй Всероссийский акселератор «Открытая промышленность». Полгода команды из 20 регионов России обучались внедрению на своих предприятиях туристической составляющей. В финал вошли 11 регионов, в том числе предприятия из Крыма.

«По итогам Акселератора число предприятий, развивающих агропромышленный туризм в Крыму, выросло до 53. В планах к 2025 году увеличить эту цифру до ста», — рассказали в Корпорации развития Крыма.

И все эти предприятия вошли в Межрегиональную ассоциацию агропромышленного туризма.

«Мы встретились с собственниками или управляющими бизнесом, посмотрели, что они делают, подсказали им их ошибки. Они, в свою очередь, подсказали нам. Есть осознание того, что вокруг тебя не конкуренты, а партнеры, с которыми вместе ты делаешь Крым более привлекательным. И понятно, что внутренний туризм, даже наш, крымский, имеет большой потенциал», — говорит Юрий Шавардов и признается, что сейчас такие небольшие заводики, как его, и большие предприятия с долгой историей создают совместные комплексные винные туры — по схеме, которая уже достаточно развита в Севастопольском регионе.

Преподнести историю «Мы за последние пару-тройку лет очень сильно изменили подход к тому, как мы принимаем экскурсантов и что мы им предлагаем. Если раньше это были стандартные программы, в основном связанные с экскурсией по винзаводу с проведением дегустации, то на сегодняшний день наше предприятие предлагает достаточно много разных маршрутов. Это и выездные дегустации с экскурсиями на виноградник в летний период и когда у нас активно идет сбор урожая. Мы запустили гастроужины с коктебельскими и другими отелями. Есть совместные экскурсионные маршруты с домом-музеем Волошина. Планируем сделать тур, который будет связан в том числе с посещением горы Клементьева, Карадагского заповедника», — загибает пальцы — исполнительный директор винзавода «Коктебель» Анна Коваленко.

Такое большое, фактически градообразующее предприятие поселка Коктебель под Феодосией, а тоже пошли учиться тому, как развивать туризм.

«Мы увидели кое-что для себя новое именно с точки зрения посещения промышленных предприятий, то есть как наш промышленный блок можно интегрировать в экскурсионную составляющую. Будем работать над этим», — говорит Анна.

Она утверждает, что маршруты будут проработаны даже несмотря на то, что большого туристического потока в этом году аналитики Крыму не обещают: предприятия действуют на перспективу.

А главный инженер винзавода, молодой винодел Денис Шевчук, уверен, что с современностью даже такому гиганту, работающему в регионе под одним именем почти 65 лет, надо идти в ногу.

«Нужно признаться честно, что сейчас долю покупательской способности занимает потребитель икс и миллениум, это люди до 40 лет. Мы мягко говорим — вот у нас есть портвейн с историей, есть мадера, мы историю не забыли, просто современно ее показываем и про нее рассказываем. Историю нужно правильно преподнести».