Наталья Юрьевна, земля считается одним из наиболее выгодных объектов инвестиций. Так почему же власти так охотно передают ее бизнесу?
Наталья Полянская: Основная задача нашего министерства — ввести землю в оборот, чтобы она начала работать. Ведь когда появляется право собственности, естественно, у владельца возникает обязанность выплачивать земельный налог. Соответственно казна постоянно пополняется. Благодаря тому, что два года назад министерству земельных и имущественных отношений РБ передали право распоряжения неразграниченными землями, которое раньше было прерогативой муниципалитетов, мы смогли максимально увеличить вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых участков. Теперь минземимущество РБ контролирует прозрачность всех процедур по аренде земель и соблюдение условий договоров. В итоге в прошлом году число неразграниченных участков, предоставленных в аренду, выросло со 150 до 160 тысяч. Сейчас наблюдается тенденция увеличения количества продаж земель, в том числе в рамках льготного выкупа.
Подчеркну: доходы от продажи и аренды земли, госсобственность на которые не разграничена, как и раньше, получают местные бюджеты.
Вы упомянули льготный выкуп земель. Кто имеет на него право? Когда и кому участки выдают бесплатно?
Наталья Полянская: Преимущественное право на выкуп участка имеют те, кто его обрабатывает и владеет постройками, расположенными на нем. С прошлого года в республике начал действовать порядок, по которому они получают возможность приобрести землю за сумму в размере 25 процентов от кадастровой стоимости. Спрос большой, мы уже выполнили план на 207 процентов. Но если имеются долги по аренде, потенциальный собственник должен вначале все погасить. Так мы боремся с задолженностью, а муниципалитет пополняет свой бюджет за счет продажи, а затем и налоговых поступлений. К тому же, когда участок переходит в собственность, владелец заинтересован в эффективном использовании каждого квадратного метра, и даже если перепродаст участок, новый покупатель все равно будет вынужден обрабатывать участок и платить налоги.
Уточню, что порядок выкупа за 25 процентов кадастровой стоимости будет действовать только до 31 декабря 2024 года, затем придется платить 50 процентов, а далее — 75 процентов. Поэтому желающим стоит поторопиться. Кстати, в республике предприятия, чьи инвестиционные проекты признаны приоритетными и имеют большое значение в рамках импортозамещения, могут получить льготы по аренде земли и участок без торгов.
Бесплатное выделение земель по большей части касается льготных категорий граждан, к примеру многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
Кажется, что в республике все земли уже кому-то принадлежат. Откуда же свободные участки?
Наталья Полянская: Конечно, проблема с выделением участков есть. Особенно в пределах Уфы и других крупных городов. Именно поэтому в 2020 году в Башкирии приняли закон, который дал возможность многодетным, имеющим право на бесплатную землю, вместо нее получить единовременную денежную выплату в 250 тысяч рублей. В основном на нее соглашаются сельчане, которые не планируют строиться. Некоторые добавляют к этим деньгам материнский капитал и используют в качестве первоначального взноса по ипотеке.
На 1 мая 2023 года мы уже выдали более 2,5 тысячи свидетельств о выплате в 250 тысяч рублей. Напомню, эти средства можно направить на покупку и строительство дома, погашение жилищного кредита и приобретение земельного участка, а также первоначальный ипотечный взнос. Кстати, из 95,8 тысячи льготников, вставших на учет для получения участка с 2011 года в Башкирии, обеспечены ими 75 процентов.
Еще одна проблема заключается в том, что сегодня многие земельные участки, хотя и не заброшены, не стоят на кадастровом учете. Эта процедура имеет заявительный характер. К сожалению, не все граждане понимают, зачем ставить на учет участок и официально оформлять в собственность дома и другие постройки. Понятно, что это предполагает уплату налогов, однако суммы совсем незначительные по сравнению с риском в одночасье потерять все имущество из-за собственной беспечности.
Ко мне часто приходят граждане, которые жалуются на то, что соседи или совершенно незнакомые люди «захватили» их землю. А потом выясняется, что участок своевременно не оформили в собственность, не поставили на кадастровый учет. В итоге кто-то другой взял и сделал это, только на свое имя, ведь в кадастровой карте участок был указан как ничейный. И кто в этом виноват? В таких случаях мы ничего не можем сделать, и людям приходится идти в суд. Но вероятность победы мала.
В то же время в прошлом году ваше министерство обеспечило поступление в бюджет республики около 13,5 миллиарда рублей, то есть в 2,5 раза больше, чем по итогам 2021 года. С чем это связано?
Наталья Полянская: Основной объем доходов — выплаты дивидендов предприятиями с госучастием. Оправившись от пандемии и санкций, они работают стабильно, благодаря им в казну поступило около 8,5 миллиарда рублей. Доходы выросли и за счет продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена. По этим сделкам мы получили 934,5 миллиона рублей, за сдачу в аренду госимущества — 9,5 миллиона рублей, с продажи участков, находящихся в собственности республики, — 21,4 миллиона рублей.
Думаю, в этом году Башкирия вновь выполнит план по дивидендам. В свою очередь, регион предоставляет достаточно много преференций бизнесу.
Планируются ли какие-то дополнительные меры поддержки малого бизнеса?
Наталья Полянская: Мы выступили с законодательной инициативой снизить минимальный размер земельных участков, выделяемых для нужд фермерских хозяйств, с 50 до 2 га. Ведь малым предприятиям порой нужны небольшие участки для выращивания своей продукции, зато земля будет более эффективно использоваться. Уточню, что речь идет о территориях, которые находятся в республиканской или муниципальной собственности, и участках, госсобственность на которые не разграничена. Депутаты Госсобрания — Курултая РБ законопроект поддержали и приняли в первом чтении..
Ключевой вопрос
Вы сказали, что для вас самое главное, чтобы госземли работали, а что будет с государственными унитарными предприятиями (ГУПами)?
Наталья Полянская: Важнее всего их сохранить. Федеральное законодательство устанавливает требование, что до 2025 года все ГУПы должны быть ликвидированы либо преобразованы в хозяйственные общества. Иначе после этой даты их просто закроют через суд. Чтобы не потерять предприятия, мы занимаемся их преобразованием, но это не значит, что их распродают.
К примеру, многих интересует судьба ГУП «Башавтотранс» РБ. Сейчас мы проводим полномасштабную инвентаризацию его имущества. Это достаточно трудоемкий и долгий процесс, ведь предприятие имеет большое количество ремонтных баз и земельных участков по всей республике. ГУП включено в план приватизации и будет преобразовано в акционерное общество, однако останется в госсобственности. Причина в том, что Башавтотранс выполняет важную социальную функцию, обслуживая убыточные автобусные маршруты в удаленных районах. Коммерсанты на такое не согласятся.
Та же ситуация с нашими сельхозпредприятиями, которые необходимо поддерживать. Кстати, наша республика, наверное, единственный регион в стране, сохранивший в собственности санатории. У нас их восемь. Они тоже проходят через преобразование. Их вывод из госсобственности также не планируется, ведь санатории выполняют важную социальную функцию и доказали свою значимость в период пандемии, когда использовались в качестве обсерваторов.