ОАО РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1% на обеспечение транспортной безопасности, сообщили «Ъ» два источника, знакомые с ходом обсуждения. В аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова запрос «Ъ» переадресовали в ОАО РЖД, там от комментариев отказались.
Транспортная безопасность — «вещь дорогостоящая», говорил еще в 2018 году глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Тогда он оценивал затраты монополии только на соответствие вводимому закону о транспортной безопасности в 600 млрд руб.
С началом боевых действий на Украине ситуация обострилась. Так, 1 мая 2022 года был подорван мост через реку Смердица между Суджей и Сосновым Бором в Курской области, он частично обрушился, восстановительные работы заняли три дня. В июле 2022 года были подорваны железнодорожные пути со следовавшим по ним грузовым составом в Унечском районе Брянской области. Никто не пострадал, подвижной состав получил повреждения.
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, комментируя теракты на железной дороге, подчеркивал, что «на сегодняшний день нет объективных оснований утверждать, что число таких преступлений возросло».
Однако источник, знакомый с позицией ОАО РЖД, утверждает, что затраты на транспортную безопасность в 2022 году превысили 45 млрд руб. (1% индексации тарифа — меньше половины этой суммы).
«Все мероприятия по этой линии, включая привлечение спецподразделений для защиты объектов и оснащение техническими средствами, финансируются из собственных средств ОАО РЖД, — сообщил он.— Это довольно большая финансовая нагрузка на компанию, особенно с учетом роста количества незаконных вмешательств в последнее время». Предлагаемая индексация на 1% лишь частично покроет рост расходов компании, резюмирует он.
Базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития планировалась на уровне 7,1%.
«Ведомости» в феврале писали об обсуждении возможности допиндексации тарифа на 1% в 2024 году и на 2% в 2025 году на обеспечение транспортной безопасности в числе других тарифных инициатив.
Собеседник «Ъ» среди грузоотправителей между тем отмечает серьезный рост тарифов ОАО РЖД в последние годы, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития монополии показатели (инфляция минус 0,1%).
Действительно, в 2022 году индексация была существенной — на 6,8% в начале года и на 11% с июня, давая итоговую к уровню 2021 года в 18,6%. И это без учета точечных повышений тарифа, в том числе отмены льгот для угольного экспорта. В 2023 году тариф вырос на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железнодорожных концентратов на экспорт через пограничные станции.
Один из грузоотправителей подчеркивает, что «рост финансовой нагрузки на ОАО РЖД в сфере обеспечения транспортной безопасности не объясняет сам по себе, почему эти расходы должны финансироваться за счет роста тарифа, а не прямой господдержки». Но глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что это — «один из редких случаев, когда запрос индексации оправдан».
Важно, уточняет эксперты, чтобы надбавка была «однократной, целевой и не сохранялась в базовой индексации, как предыдущие». За счет нее нужно обеспечить в первую очередь меры физической противодронной защиты — как минимум, противодронные ружья и обучение персонала их применению, меры телематической и страховой защиты, полагает он, которая может применяться и в интересах грузоотправителей.
Наталья Скорлыгина