«Сегодня с утра доллар в банках резко вырос на 400 сумов и теперь стоит от 12050 до 12150 сумов. В Центральном банке уже отреагировали и выпустили объяснение. СМИ и блогеры перепечатали его как есть, так что самое время перевести на человеческий. Итак, в странах, с которыми Узбекистан в основном торгует, в первую очередь, это Россия и Турция, сильно ослабли национальные валюты — рубль и лира».
Это привело к тому, что в страну начало поступать меньше долларов от экспорта и денежных переводов, в основном, из этих двух стран. Чем меньше долларов в Узбекистане, тем они дороже. Началось это уже давно, поэтому доллар все это время рос, а сегодня резко подскочил.
«Помимо того курса, который мы видим в банках, есть еще реальный эффективный обменный курс. Это более сложное понятие, которое, честно говоря, не особо интересно и нужно простым людям. Однако этот курс важен потому, что показывает общую картину. Так вот, он укрепился, а сегодняшний обвал позволит скорректировать его. Да, с 2017 года нет никаких кнопочек, которыми управляется курс доллара, все решает рынок».
Что касается Центрального банка, то у него есть инструменты, чтобы сдержать резкое падение сума. Например, он может выбросить на рынок больше долларов — это называется валютные интервенции, чтобы увеличить предложение и покрыть спрос. В ЦБ отметили, что они сделают это, если будет необходимо.
«Однако, судя по всему, нынешний курс сам приведет к тому, что спрос на доллары снизится. Желающих купить такой дорогой доллар уменьшится, а предложение вырастет. Желающих продать доллар, пока он дорогой, также вырастет. Что касается реального эффективного обменного курса, который сейчас укрепился, то ожидается, что он стабилизируется к концу года. Так что мы, скорее всего, пока некоторое время поживем с долларом за 12000».
Эксперт также объяснил, почему сум постоянно падает.
«Потому что слабо развиты и экономика, и внешняя торговля — торгуем в основном с четырьмя странами — Россия, Китай, Турция и Казахстан — одними и теми же товарами. Чтобы сум реже обваливался, надо развивать и то, и другое, например, больше торговать с большим количеством разных стран. Но это зависит уже не от ЦБ», — заключил он.