Средняя стоимость строительства автодороги республиканского значения в 2023 году составляет 1,5−2 миллиарда тенге для четырехполосной дороги, 1−1,2 миллиарда тенге для двухполосной дороги, сообщили в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития в ответ на официальный запрос Tengrinews.kz.

Реконструкция:

  • 2−2,5 миллиарда тенге для четырехполосной дороги;
  • 1,2−2 миллиарда тенге для двухполосной дороги.

Капитальный ремонт:

  • 600 миллионов — 1 миллиард тенге для четырехполосной дороги;
  • 300−500 миллионов тенге для двухполосной дороги.

Средний ремонт:

  • 120−201 миллион тенге для четырехполосной дороги;
  • 60−100 миллионов тенге для двухполосной дороги.

Содержание дорог:

  • от 6,9 до 7,1 миллиона тенге для четырехполосной дороги;
  • от 2,9 до 3,2 миллиона тенге для двухполосной дороги.

На строительство районных и областных дорог в этом году выделено: 1,4 миллиарда тенге для четырехполосных дорог; 660 миллионов тенге для двухполосных дорог.

Реконструкция:

  • более 1 миллиарда тенге для четырехполосной дороги;
  • 500 миллионов тенге для двухполосной дороги.

Ремонт:

  • 130 миллионов тенге для четырехполосной дороги;
  • 85 миллионов тенге для двухполосной дороги.

Данные о суммах на содержание дорог необходимо узнавать в каждом отдельном акимате.

Что касается городов республиканского значения, то самые дорогие дороги в Астане: от 800 миллионов до 1 миллиарда тенге выделено на строительство всех дорог и 1,7−2 миллиарда тенге — на реконструкцию. В Алматы на строительство дорог в этом году потратят 700−900 миллионов тенге, на реконструкцию — 1,5−2 миллиарда тенге. В Шымкенте на строительство дорог выделено 500−700 миллионов тенге, на реконструкцию также 500−700 миллионов тенге.

В эти суммы входят: затраты на материалы, оборудование, заработная плата рабочих и накладные расходы.

На автомобильные дороги республиканского значения в этом году выделено 385,2 миллиарда тенге (в прошлом году выделялось 306,8 миллиарда тенге). Из них 238,8 миллиарда тенге потратят на строительство и реконструкцию дорог, 122,1 миллиарда тенге — на ремонт дорог, 24,3 миллиарда тенге — на содержание дорог.

Еще 284,5 миллиарда тенге выделили на автодороги местного значения (271,9 миллиарда тенге в 2022 году). Из этой суммы 136,5 миллиарда тенге пойдет на строительство и реконструкцию дорог и 148 миллиардов тенге — на ремонт.

Что касается городов республиканского значения, то по ним министерство предоставило данные только на строительство и реконструкцию. Дороже всего дороги в Алматы — 61,4 миллиарда тенге в 2023 году, на втором месте Астана — 44,5 миллиарда тенге, на третьем месте Шымкент — 12,8 миллиарда тенге.

По данным нацкомпании «КазАвтоЖол», стоимость строительных работ определяется нормативами, разработанными АО «КазНИИСА». Подрядчики разрабатывают проектно-сметную документацию (ПСД), которая проходит вневедомственную экспертизу по проектам строительства, реконструкции и капитального и среднего ремонта.

«Стоимость строительства и реконструкции одного километра дороги международного и республиканского значения I технической категории (с четырехполосным движением), согласно текущей сметно-нормативной базе, составляет в среднем от 1,5 до 2 миллиардов тенге. Стоимость строительства и реконструкции одного километра дороги II технической категории (с двухполосным движением) — от 1 до 1,2 миллиарда тенге», — сообщили в «КазАвтоЖоле» в ответ на официальный запрос Tengrinews.kz.

Для сравнения — в странах Европы стоимость одного километра автодороги I технической категории начинается от 3,5 миллиарда тенге. Например, в Польше — 3,5 миллиарда тенге, в Германии — 3,8 миллиарда тенге, в Австрии — 5,5 миллиарда тенге.

В странах ближнего зарубежья, по данным нацкомпании, стоимость одного километра автодороги варьируется от 3 до 12 миллиардов тенге.

Средняя стоимость капитального ремонта одного километра автодороги составляет от 300 до 500 миллионов тенге, в зависимости от вида ремонта. Средняя стоимость среднего ремонта одного километра автодороги составляет от 60 до 100 миллионов тенге. Стоимость также зависит от вида работ.

«В стоимость проекта входят все затраты согласно нормативным документам по ценообразованию в строительстве, требуемые для полного выполнения работ. Это затраты на материалы, оборудование и механизмы, заработную плату, накладные расходы и так далее», — пояснили в нацкомпании.

Как отметили в «КазАвтоЖоле», средняя стоимость одного километра дороги зависит и от места расположения проекта. Например, на западе страны из-за отсутствия там инертного материала (природных ископаемых. — Прим.) и необходимости его перевозки стоимость будет выше.

Ремонт автодорог в Казахстане реализуется полностью за счет средств республиканского бюджета, а строительство и реконструкция финансируются как из республиканского бюджета, так и за счет заемных средств международных финансовых институтов: Экспортно-импортный банк Китая, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, под государственную гарантию.

В конце прошлого года в Национальном центре качества дорожных активов рассказали Tengrinews.kz, почему качество дорожного полотна в стране оставляет желать лучшего и почему на новых дорогах находят дефекты. В числе основных причин: ненадлежащая работа технадзора, неконтролируемое движение грузовиков, недостаточно качественное содержание дорог.

Подпишитесь на нас
экономикастроительство