Еще один интересный момент: в ходе прошедшего на этой неделе в Санкт-Петербурге международного газового форума представители сторон активно обсуждали не только расширение поставок российского газа для удовлетворения потребностей узбекской экономики, но и возможность расширения газотранспортных мощностей для последующего транзита. Это позволяет говорить о том, что власти Узбекистана могут воспользоваться сложившимся положением, получая доходы от транзита российского голубого топлива в соседние страны, а также постепенно выходя на создание газового хаба.
Министр энергетики Узбекистана Журабек Мирзамахмудов в кулуарах Веронского евразийского экономического форума отметил, что «Газпром» выполняет все свои контрактные обязательства, на данный момент в нашу страну поступило уже около 300 кубометров газа. Согласно двухлетнему контракту, заключенному в июне этого года, объем поставок в сутки составит 9 миллионов кубометров, а годовой — почти 2,8 миллиарда кубометров.
При этом перспективы у этого сотрудничества огромные. Уже сегодня стороны обсуждают технические возможности увеличения транзита российского газа через Казахстан в Узбекистан до 10−15 миллиардов кубометров. Ключевым фактором здесь является цена. Официально стороны не разглашают стоимость российского газа для Узбекистана, ссылаясь на условия контракта. Однако эксперты отмечают, что, скорее всего, российский газ для Узбекистана стоит около 110−130 долларов за одну тысячу кубометров. Это существенно ниже цены «Газпрома», когда он продавал голубое топливо в Европу. В настоящее время цена газа в ЕС колеблется в районе 380−500 долларов за одну тысячу кубометров.
«Россия после известных событий 2022 года переориентирует свою международную архитектуру энергетических поставок. Помимо китайского, турецкого и южноазиатского направлений оперативно складывается центрально-азиатский вектор энергетической политики РФ. Напомню, что осенью 2022 года Владимир Путин озвучил идею поставок природного газа в регион, а уже 7 октября 2023 года президенты Казахстана, России и Узбекистана “на троих” в Сочи запустили поставки российского природного газа в Центральную Азию по имеющейся советской инфраструктуре», — рассказал корреспонденту Podrobno.uz эксперт по Центральной Азии, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики управления, директор АНО «Сибирское общество международных исследований» Денис Борисов.
По словам эксперта, на этой неделе в Санкт-Петербурге на энергетическом форуме активно обсуждались 15-летние контракты на поставку голубого топлива в регион. В целом можно сделать вывод, что энергетическое партнерство «Россия — Центральная Азия» фактически и юридически оформилось. При этом, добавил Борисов, подобные договоренности — это хорошая возможность для Узбекистана получать дополнительные доходы от транзита в другие страны.
«В текущем исполнении газопровод “Центр — Средняя Азия” охватывает Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Оставшиеся страны региона — Кыргызстан и Таджикистан — имеют некоторую потребность в дополнительной генерации электричества, особенно в зимнее время, что мотивирует потенциальное продление газопровода “Центр — Средняя Азия” до кыргызской и таджикской границы. Потенциально географию поставок можно расширить за счет подключения к нитке “Бухара — Бишкек — Алматы”, — сказал собеседник.
Однако Борисов считает, что сейчас говорить об узбекском газовом хабе преждевременно, так как география накладывает свои ограничения, и Узбекистан не имеет общей границы с основным поставщиком ресурсов — Россией. Однако, добавил он, возможности у Ташкента получать доход от транзита энергетических ресурсов до Кыргызстана и Таджикистана точно есть.
Эксперт также прокомментировал высказывания некоторых узбекских экспертов, которые опасаются, что экономика Узбекистана может «подсесть на российскую газовую иглу».
«Использование таких выражений как “подсесть” и “игла” в экспертных оценках про энергетику говорит об эмоциональной предвзятости авторов, это явный маркер антироссийского дискурса, за которым откровенно торчат уши экономического доминирования коллективного Запада. Российская Федерация — это один из самых последовательных и стабильных партеров в энергетической дипломатии в совершенных международных отношениях», — заметил он.
По его словам, достаточно просто посмотреть на пример транспортировки газа через территорию Украины. Несмотря на всю русофобию действующих украинских властей, Москва продолжает следовать контрактным обязательствам перед европейскими контрагентами — газ отгружается, деньги за транзит выплачиваются.
«Россия во внешней политике придерживается неизменных максим: держать верность данному слову, жить по правде. Кому-то такие российские установки кажутся старомодными и несоответствующими нашему времени чистогана, пусть это остается на их совести. Тем не менее, российская энергетическая политика всегда стремится заключать долгосрочные договорные обязательства, которые учитывают интересы поставщика и потребителя на длинной дистанции, что позволяет исключать конъюнктурные перегибы в отношениях между странами», — резюмировал Борисов.