Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоVK ComboВсе проекты

Портрет государственного долга Казахстана: структура и динамика

По данным на 01.10.2023 года, государственный долг Казахстана составил 29 167.2 млрд тенге и вырос с начала года на 15.2% за счет прироста.
Источник: Sputnik

По данным на 01.10.2023 года, государственный долг Казахстана составил 29 167.2 млрд тенге и вырос с начала года на 15.2% за счет прироста внутреннего долга на 23.4% и снижения внешнего на 3.0%. Как мы уже отмечали ранее в нашей работе по ситуации с государственным долгом на 2022 год, большая его часть приходится на внутренний — 66% в среднем за последние 5 лет и 73.9% по последним данным. Так, внутренний государственный долг страны составляет 21 557.6 млрд тенге, тогда как внешний — 7 609.6 млрд тенге.

Согласно прогнозам Правительства на 2023 год, объем государственного долга к ВВП достигнет 26% (24% в 2022 году). А стоимость его обслуживания уже фактически увеличилась с 7.3% до 8.8% в структуре совокупных расходов государственного бюджета.

Если рассмотреть в контексте других значимых показателей по Казахстану, то государственный долг:

  • на 20.6% больше капитализации индекса KASE. Напомним, индекс KASE включает в себя акции 9 крупнейших и динамично растущих отечественных компаний (БЦК, Kaspi, Народный Банк, КазМунайГаз, КазТрансОйл, Казатомпром, KEGOC, Казахтелеком и Kcell), деятельность которых представляют основные секторы экономики. По данным на конец сентября 2023 года, капитализация индекса KASE выросла на 28.5% с февраля этого года, когда в индекс акций был включен КазМунайГаза и составила 24 176 млрд тенге.
  • превышает весь экспорт казахстанских товаров на 12.0%. Казахстан за 9 месяцев 2023 года экспортировал товаров на 26 040.4 млрд тенге, что на 10.2% меньше, чем за соответствующий период 2022 года. При этом самыми экспортируемыми товарами остаются нефть, газ, цветные и черные металлы, а также пшеница.

В результате, государственный долг превышает экспорт:

  • нефти в 2 раза
  • меди в 26 раз
  • руды и концентратов медных в 28 раз
  • урана в 34 раза
  • ферросплавов в 37 раз
  • пшеницы в 43 раза
  • газа в 48 раз
  • железной руды в 112 раз
  • угля в 120 раз
  • серебра в 137 раз

3. на 7.5% больше совокупного ссудного портфеля всех БВУ. С начала года совокупный объем кредитов вырос на 12.9%. При этом данный прирост на 10.2п.п. обеспечивается увеличением кредитов населению (в т.ч. на 7.3п.п. потребительскими кредитами).

Предполагаемое в 2024 году более значимое замедление глобальной экономики создаст менее благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и окажет понижательное давление на цены сырьевых рынков. Согласно ПСЭР, для преодоления этих вызовов и обеспечения финансовой поддержки экономике Правительство продолжит увеличивать расходы, превышающие доходы. И, следовательно, будет вынуждено наращивать долг для покрытия дефицита.

Ожидается, что отечественный госдолг в 2024 году вырастет на 11.5% от прогнозного уровня 2023 года и достигнет 34 183.3 млрд тенге (+17.2% от фактического уровня на 01.10.2023) или 25% ВВП. При этом Министерство финансов РК отмечает, что ведомство проводит работу для недопущения превышения госдолгом 30% от ВВП. Отметим, что долг квази-государственного сектора (внешние займы) по состоянию на 01.10.2023 достиг 7 324.6 млрд тенге (или 7.1% ВВП) также является скрытой частью государственного долга. Квази-государственные компании привлекали более дешевые иностранные займы за счет почти 100% вероятности своевременной помощи со стороны государства в случае необходимости. Поэтому текущий показатель соотношения госдолга к ВВП не совсем однозначный и может значительно превышать официальные цифры.

Дальнейшее расширение этого показателя может иметь негативные последствия, в том числе за счет дороговизны обслуживания долга из средств бюджета, который перетягивает на себя средства из реального сектора экономики, ограничивая экономический рост. Ожидаемое медленное снижение инфляции и процентных ставок определяет необходимость осмотрительного подхода к дальнейшему наращиванию расходов бюджета и предоставления защиты адресно, слоям и сегментам, которые большее всего уязвимы перед удорожанием стоимости жизни и кризисными явлениями в экономике. Это повысит эффективность мер денежно-кредитной политики и позволит снижать ставки более ритмично, чем это было бы в обратной ситуации. Уверенность в долгосрочной стабильности служит полезным активом во времена экономической неустойчивости.

Аналитик Клара Сейдахметова.