Транспорт, который мы выбираем: под руководством мэра Москвы подготовлены амбициозные планы роста

Какой будет Программа развития московского транспорта до 2030 года.

Источник: Агентство «Москва»

Недавно была официально представлена Программа развития Московского транспорта до 2030 года. Уже сейчас транспортная система Москвы по многим показателям одна из лучших в мире. Столичные власти планируют пойти еще дальше: по словам мэра Москвы Сергея Собянина, это «наиболее амбициозная программа, которую предстоит реализовать в ближайшие годы». Что ждет столичную транспортную систему, выясняли «Известия».

Во всех направлениях

Нынешняя программа фактически завершает целый комплекс работ, которые столичные власти проводили с 2010 года. «В 2010 году мы ставили перед собой цель — предотвратить транспортный коллапс и в максимально короткие сроки решить накопившиеся проблемы», — написал в своем блоге Сергей Собянин.

И данная задача была выполнена эффективно: глобальные реформы в транспортной сфере, проведенные в последнее десятилетие, позволили существенно улучшить транспортную инфраструктуру столицы.

С 2010 по 2023 год в столице была существенно расширена сеть метро, железнодорожные пассажирские перевозки были интегрированы в систему городского транспорта. Сегодня городской транспорт представлен современными поездами метро и МЦД, трамваями, автобусами и электробусами. На смену маршруткам пришли комфортные безопасные автобусы с городскими тарифами и льготами. В город спустя десятилетия вернулся регулярный речной транспорт. И это лишь часть масштабных перемен в транспортном комплексе столицы.

В ближайшие годы позитивные изменения будут продолжаться. «Для реализации всех целей транспортной программы к 2030 году Правительство Москвы разработало 15 базовых подпрограмм по разным направлениям. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина в них заданы конкретные улучшения для всех: от пешехода до автомобилиста. Дальнейшее развитие одной из лучших транспортных систем в мире — это основа развития Москвы, лучшего города Земли. Более 200 тыс. сотрудников Транспортного комплекса знают поставленные городом и москвичами задачи и готовы их выполнить на 100%», — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

До самых до окраин

При подготовке Программы развития Транспортный комплекс Москвы опирался на данные опроса тысяч москвичей, которые помогли определить приоритетные направления дальнейшей работы. Мы учли основные пожелания москвичей, и теперь жители столицы могут оставить отзыв об опубликованной программе и оценить результат проведенной работы с помощью чат-бота Александра. Начать диалог нужно с фразы «Транспорт 2030» для перевода на оператора.

По итогам работы и в соответствии с предложениями жителей столицы, Программа развития московского транспорта до 2030 года включила в себя ряд ключевых направлений. Одним из приоритетов, безусловно, останется развитие метрополитена. До 2030 г. в городе будут открыты 3 новые линии метро: Троицкая, Рублево-Архангельская и Бирюлевская. Общее число станций рельсового каркаса вырастет до 517 — 39 новых станций метро, 9 новых и реконструируемых станций МЦД, а также 39 станций Ярославского и Павелецкого направлений, на которые планируется распространить тарифы МЦД. После реконструкции и модернизации 125 станций МЦД и МЦК будут соответствовать стандарту Московского городского вокзала. Ещё более универсальной станет билетная система московского транспорта, которая охватит все пригородные направления. Это позволит пассажирам принимать решение о своем маршруте исходя из времени и удобства, а не стоимости поездок. Расширится и транспортная география столицы. К 2030 г. тактовое движение поездов будет организовано на всем Центральном транспортном узле. Поезда, связывающие Москву с областными центрами и крупнейшими городами Центральной России, будут ходить в 6 раз чаще.

В результате планируемых изменений время в дороге для москвичей уменьшится, из них свыше 2,5 млн человек смогут экономить более 20 минут в день (поездки станут на 15−35% быстрее), а свыше 800 тыс. — более 30 минут (поездки станут на 30−40% быстрее).

Модернизация билетной системы также была позитивно воспринята москвичами. «Когда-то мы и не могли подумать о внедрении единой платежной системы для всех видов транспорта, а уже сегодня оплата проезда в московском метро, на регулярном речном транспорте и всех железнодорожных направлениях “Аэроэкспресса” возможна даже по биометрии. Пассажирам доступно удаленное пополнение “Тройки” в мобильных приложениях, для обучающихся действует выгодный льготный абонемент на весь городской транспорт. Важно, что вся билетная система — российская разработка. В 2023 году производство карты “Тройка” было полностью локализовано в Москве Развитие билетной системы оказывает реальный эффект — с 2010 года в разы сократились очереди в кассы метро. Все эти инновации и нововведения в очередной раз доказывают, что московский транспорт с каждым годом становится все современнее, комфортнее, безопаснее и динамичнее, а тарифы на него остаются самыми доступными среди всех крупных городов мира», — рассказала председатель Комиссии по транспорту Общественной палаты Москвы Сабина Цветкова.

Поезд в будущее

Транспортная система Москвы постоянно развивается. Среди ближайших целей — развитие рельсового каркаса, внедрение современных технологий и искусственного интеллекта, дальнейшая электрификация транспорта.

Планы транспортного комплекса столицы высоко оценили профессионалы в сфере городского развития. По их мнению, реализация программы приносит несомненную пользу горожанам.

«Московские центральные диаметры поменяли транспортную подвижность населения: все больше пассажиров предпочитают городские электропоезда метро или личному транспорту. Ежедневно пассажиропоток четырех диаметров достигает 1,3 млн человек — огромные цифры в рамках мегаполиса. Это произошло благодаря масштабному обновлению транспортной системы города. Поезда стали курсировать чаще, увеличилась их парность, уменьшились интервалы. Сам подвижной состав постепенно обновляется, как и станции, которые превращаются в современные и комфортные. Там, где это возможно, создаются удобные пересадки — к примеру, на Славянском бульваре D1 создана удобная пересадка на Арбатско-Покровскую линию метро, на Марьиной Роще D2, D4 — на Большую кольцевую и Люблинско-Дмитровскую линии. Это позволяет разгрузить центральные участки метро, а пассажирам строить новые удобные маршруты. Несомненно, МЦД были нужны городу. Поэтому дальнейшее развитие Центрального транспортного узла — логичное продолжение большой работы, которая уже проделана в Московской агломерации», — поделился своим мнением директор Передовых инженерных школ Олег Покусаев.

Александр Шумский, руководитель экспертного центра Пробок. Нет, уверен, что транспортная политика Москвы содействует росту безопасности на улицах как для водителей, так и для пассажиров.

«Количество смертельных ДТП в Москве снизилось в 3 раза за 10 лет. Если говорить о столице, то уровень социального риска (количество погибших на 100 тыс. населения) за 2023 год составляет 2,3. Это один из лучших показателей в стране из всех регионов и соответствует мировым столицам. Рад, что в этом есть и частица нашей работы, с нашей подачи в 2024 году переразметят 5 тоннелей, а также реализуют ещё несколько совместных проектов ЦОДД и Пробок.нет», — говорит он.

Директор Центра исследований Умного города ФГРР НИУ ВШЭ, член экспертного совета Минтранса РФ Константин Трофименко считает, что многие позитивные эффекты транспортной политики связаны с введением платы за парковку в столице.

«В 2024 году невозможно представить современный мегаполис, в котором не было бы платной парковки. Ввод платы за парковку позволяет отрегулировать использование дефицитного уличного пространства города. Это признанный мировыми транспортными экспертами факт. Очевидно, что когда за парковку необходимо платить — пусть даже и относительно небольшую сумму, например, 40 рублей в час — никто не будет оставлять там машину на сутки. Это значит, что места используются более эффективно, быстрее освобождаются. А если на парковке всегда есть свободные места — зачем вставать вторым рядом или забираться на тротуар? Это дополнительный положительный эффект от платных парковок — сокращение количества нарушений, а с ними — и дорожно-транспортных происшествий. И в Москве этот эффект виден очень хорошо — достаточно сравнить с фотографиями улиц десяти-двенадцатилетней давности», — утверждает Трофименко.

Сегодня городской транспорт Москвы заслуженно считается одним из самых передовых в мире.

Ввод в эксплуатацию первого круглогодичного речного вида транспорта, открытие пассажирского движения по БКЛ, появление новых станций метро и реконструкция действующих, обновление парка наземного городского транспорта, совершенствование мобильных сервисов и услуг — это только малая часть того, чего удалось добиться за последние годы.

И дальнейшие шаги непременно воспоследуют: как написал в своем блоге Сергей Собянин, «наша цель — сделать одну из лучших транспортных систем в мире основой для развития лучшего города Земли».