Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 августа 2011, источник: РИА Новости

Банкротство «Континента» стало полной неожиданностью для туроператоров

МОСКВА, 1 авг — РИА Новости. Приостановка полетов авиакомпании «Континент» стала полной неожиданностью для туроператоров по внутреннему туризму, показал опрос, проведенный корреспондентом РИА Новости.

Авиакомпания «Континент» приостановила полеты из-за образовавшейся задолженности перед российскими аэропортами, которая по состоянию на 29 июля 2011 года составляет 32 миллиона рублей. Как сообщили РИА Новости в Росавиации, всего авиакомпания продала около 37 тысяч авиабилетов с вылетами вплоть до середины сентября. Ее авиапарк состоит из девяти самолетов Ту-154М. Компания была одним из перевозчиков Амурской области.

«Конечно, у них были погрешности в работе, но у всех авиакомпаний в пиковый сезон бывают небольшие сбои. Того, что авиакомпания рухнет, никто не ожидал», — рассказал генеральный директор туроператор «Алеан» Илья Уманский.

Руководитель туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин также не ожидал возникновения проблем у «Континента» в разгар сезона.

«Мы думали, что после кризиса 2009-2010 годов, когда пострадало много авиакомпаний, этот год пройдет спокойно. Вроде бы те авиакомпании, у которых были проблемы, “умерли”, а у кого проблемы были решаемы, их решили. Тем более странно, что крах произошел в разгар сезона, когда у авиакомпании не должно быть проблем с оборотными средствами», — сказал он.

По словам Уманского, «Континент» предлагал дешевые билеты: ее цены были сопоставимы со стоимостью перевозки авиакомпаний SkyExpress или «Авианова», но значительно ниже, чем у «Аэрофлота» или S7 — разница доходила до 50%. Он отметил, что в результате приостановки полетов «Континента» пострадали порядка 20 клиентов туроператора, которым туристическая компания предложила альтернативные рейсы. За часть билетов оператор еще не перечислил деньги перевозчику и сейчас возвращает их туристам.

У компании «Дельфин», по словам Ромашкина, билеты на рейсы «Континента» купили порядка 60 человек.

«Формально мы несем за них ответственность, потому что перевозка включена в пакет. Сейчас мы уведомляем туристов, что они должны взять новые билеты (на отдыхе многие не следят за новостями), вступаем в диалог по поводу финансирования и предлагаем незамедлительно начать процесс возврата денег из “Континента”. Пытаемся решать вопрос покупки новых билетов, кому-то оплачиваем их сами. Например, вчера отправили за свой счет маму с дочкой-инвалидом, застрявших в Анапе», — рассказал он.

По словам Ромашкина, часть клиентов «Дельфина» уже двое суток сидит в аэропортах, причем некоторые из этих людей сами боятся уезжать из аэровокзалов, даже если им предлагают размещение в гостиницах.

«Туристы надеются, что ситуация разрешится быстро и опасаются, что если их увезут в город, они не смогут быстро вылететь», — рассказал Ромашкин.

По словам туроператоров, мест на рейсах авиакомпаний, выполняющих рейсы между Москвой и черноморскими курортами, достаточно. Проблема в том, что уже нет билетов по экономичным ценам, и туристы не могут улететь за те деньги, что они заплатили «Континенту». Как отметил Уманский, если разница в стоимости очень велика, туроператор сам доплачивает за билеты.

По его мнению, уход с рынка авиакомпании «Континент» вряд ли повлияет на стоимость авиабилетов на популярных туристических направлениях.

«На цены влияет скорее стоимость топлива, чем конкуренция авиакомпаний. Что действительно могло бы снизить цены, это отмена НДС на перевозки внутри страны, из-за которого сейчас мы находимся не в равнозначных обстоятельствах с авиакомпаниями, которые выполняют зарубежные перевозки, не облагаемые НДС», — сказал Уманский.

Комментируя предложение Росавиации о запрете полетов авиакомпаниям, имеющим меньше 20 самолетов, он отметил, что, скорее всего, уход с рынках всех небольших авиакомпаний приведет к росту цен.

«Но, может быть, это хорошо, потому что безопасность важнее. Сейчас люди могут сутками сидеть с маленькими детьми и ждать самолета в аэропорту, потому что небольшие авиакомпании редко имеют возможность держать подменный борт, который придет на замену сломавшемуся основному», — считает руководитель компании «Алеан».

Ромашкин также считает, что запрет на деятельность маленьких авиакомпаний неизбежно снизит конкуренцию и приведет к дальнейшему росту цен.

Основная масса российских туристов предпочитает ездить на курорты СНГ поездами. По данным Ромашкина, лишь 15% туристов выбирают самолет для того, чтобы добраться в Краснодарский край. До 95% туристов, отправляющихся на отдых в Крым, едет по железной дороге и на собственных автомобилях, и лишь 5% покупают билеты на самолет. Уманский считает, что соотношение железнодорожных и авиаперевозок на курорты России составляет примерно 60% к 40% и постоянно меняется в сторону увеличения объема авиаперевозок.

«Из регионов летали бы больше, если бы авиакомпании расширяли маршрутную сеть и снижали стоимость перевозки. Сегодня авиабилет из Екатеринбурга в Сочи может стоить, в среднем, 25 тысяч рублей, что вынуждает туристов выбирать поезда» — подытожил Уманский.