Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 августа 2011, источник: Газета.Ру

Топливо топит авиакомпании

Впервые за два года ежеквартальные доходы авиакомпаний снизятся более чем в два раза, прогнозирует IATA. Виной всему — дорожающее авиатопливо и снижение потребительского спроса. Это приведет к банкротствам среди авиаперевозчиков. В России первыми под удар попадут небольшие региональные авиакомпании, предупреждают эксперты.

Впервые за два года квартальные доходы авиаиндустрии снизятся, прогнозирует Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Ожидается, что по итогам апреля-июня 2011 года прибыль отрасли снизится на 64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: с $2,89 млрд до $1,05 млрд.

Это предварительные данные по 16 авиакомпаниям. Так, прибыль второго крупнейшего американского авиаперевозчика Delta Air Lines во втором квартале составила $366 млн, что на 44% ниже прогноза аналитиков, сообщает Bloomberg. Французская Air France-KLM Group опубликовала данные об операционных убытках в размере 145 млн евро ($207 млн), когда аналитики ожидали прибыль. В целом европейские перевозчики показали рост прибыли, но лишь благодаря низкой базе прошлого года: прибыль региона в прошлом году пострадала из-за последствий извержения вулкана в Исландии, объясняют в IATA. Показатели североамериканского, латиноамериканского регионов и азиатско-тихоокеанского падают.

«Пока рано делать конкретные выводы, но азиатские авиакомпании испытывают наибольшее давление», — констатируют в агентстве.

В июне IATA уже понизила годовой прогноз по прибыли авиакомпаний до $4 млрд против $8,4 млрд, объявленных в марте. В прошлом году чистая прибыль авиакомпаний составила $18 млрд.

Увеличить прибыль не помог даже рост объема перевозок на 4-5%. На доходы компаний давит дорожающий авиакеросин. В июне рекомендованная цена за баррель авиатоплива составляла $110, но средняя цена североморского Brent достигала $130 за баррель, сообщило ведомство. Причиной стали опасения по поводу поставок, частично вызванные непрекращающейся войной в Ливии. На закупку топлива приходится около 30% расходов авиакомпаний.

«Весь авиационный сектор находится под давлением, — говорит аналитик Bloxham Securities Джо Гилл, — Авиакомпании являются массовыми потребителями топлива».

На авиаперевозчиков также давит снижающийся потребительский спрос, что может ухудшить финансовые показатели третьего квартала. Так, в IATA не исключают снижение объемов бизнес-поездок, которые являются одним из основных факторов поддержки перевозок за счет более дорогих билетов. По словам исполнительного директора Ryanair Holdings Plc. Майкла О'Лири,
рост цен на топливо и снижение потребительского доверия могут ускорить темпы консолидации в отрасли:

«В европейском секторе авиаперевозок станет больше банкротств и объединений», — цитирует Bloomberg главу Ryanair.

«На российский авиарынок также влияют мировые цены на нефть, — говорит глава аналитического агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. “Топливо в России дорожает быстрее, чем в мире примерно на 10%”, — говорит генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак. По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, авиатопливо “дорожает в самый неподходящий момент”: так, с начала августа оно подорожало на 5-10% – “в пиковый сезон”, а билеты были проданы раньше и по старым ценам, без учета новой цены на топливо. В результате, рентабельность компаний снизится, говорит Гусаров. Сейчас этот показатель находится на очень низком уровне — “1,5-2%, максимум 3%”, когда перевозчики работают больше в убыток, напоминает Рыбак.

Основной удар придется на небольшие российские авиакомпании, которые осуществляют перевозки по внутренним рейсам и используют больше советские самолеты, у которых расход топлива в два раза выше, говорит Гусаров.

“Рост цен приведет к тому, что с рынка начнут уходить авиакомпании, что приведет к банкротствам и уходу с рынка небольших компаний из-за снижения рентабельности”, — констатирует эксперт.

Автор: Анастасия Матвеева