Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 августа 2011, источник: Газета.Ру, (новости источника)

«Транснефть» накачала Китаю ультиматум

«Транснефть» готова досрочно погасить полученный от Китая двадцатилетний кредит на $10 млрд, если конфликт из-за недоплаты за российскую нефть дойдет до суда.

Такое заявление сделала российская сторона в ходе прошедших накануне в Москве переговоров «Транснефти» с представителями Банка развития Китая, сообщили РИА «Новости».

Китай предоставил «Транснефти» и «Роснефти» кредиты на $10 млрд и $15 млрд соответственно в обмен на гарантии постоянных поставок нефти в течении 20 лет (по 15 млн тонн в год). Но с начала 2011 года китайская CNPC не в полном объеме оплачивает российскую нефть.

Источник, знакомый с ситуацией, сообщил «Газете.Ru», что «Транснефть» действительно готовится досрочно выплатить задолженность и разорвать соглашение с Китаем о поставках. «Сумма крупная, но “Транснефть” способна ее выплатить – у нее хороший рейтинг заимствования», — утверждает источник.

Представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил «Газете.Ru», что компания совместно с «Роснефтью» готовит иск в Лондонский арбитраж. По словам Демина, сначала китайцы недоплачивали порядка $12 за каждый баррель нефти, затем Китай выплатил часть долга (около $195 млн), так что недоплата составляла $9 за каждый поставленный баррель, а затем снизила эту цифру до $3. При ежедневном объеме прокачки примерно в 40--41 тысяча тонн «Транснефть» каждый день теряет около $290-300 тыс.

Российская нефть поступает в Китай по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан». Сейчас в формулу цены закладывается цена транспортировки нефти по всему маршруту трубы ВСТО до конечной точки — портового терминала в Козьмино. Но ответвление на Китай начинается в пункте Сковородино, а это в 2046 км от Козьмино. Китай настаивал на том, что в формуле цены должен учитываться понижающий коэффициент – из нее должна вычитаться стоимость транспортировки от Сковородино до Козьмино. Эту цифру китайцы первоначально оценили в $12 за баррель, и исходя из этой цифры Китай снизил оплату.

Но, поясняет Демин, тариф на прокачку по ВСТО является единым, вне зависимости от того, идет ли нефть до самого порта, или нет.

Если «Транснефть» разорвет договор с Китаем, это автоматически будет означать и разрыв соглашения между CNPC и «Роснефтью». Представитель «Роснефти» в четверг был для комментариев недоступен.

Эксперты полагают, что информация о возможном разрыве соглашения – не более чем угроза. «Китай – стратегическое направление, и вряд ли “Транснефть” будет разрывать договор, даже если для этого имеются юридические инструменты, заложенные в договоре, — полагает партнер юрфирмы “Пепеляев групп” Владимир Соков. – Но “Транснефть” имеет полное право обратиться в судебный орган, определенный в соглашении между сторонами, для разрешения возникшего спора и взыскания образовавшейся задолженности».

Партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин отмечает, что при заключении международных контрактов особо оговаривается, какие нарушения условий соглашения считать существенными. «Сравнивая масштабы деятельности “Транснефти”, “Роснефти” и CNPC с объемами нарушений, можно сделать вывод, что заявления о разрыве контракта – не более, чем игра на публику, — полагает юрист. – Очевидно, российские компании все же не хотят доводить дело до суда, рассчитывая, что китайцы в этом отношении пойдут им навстречу и заплатят». Судебное разбирательство, по словам Зеленина, для компаний действительно невыгодно, в первую очередь из-за сроков – такого рода дела тянутся как минимум год.

Аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков также считает заявление о возможном разрыве соглашения лишь угрозой.

«Договор с Китаем является стратегическим как с политической, так и экономической точек зрения, и из-за нескольких сот миллионов недоплаты Россия не будет разрывать многомиллиардное соглашение, тем более – накануне президентских выборов,

— указывает эксперт. – Кроме того, нефтепровод в Китай уже построен (он обошелся в 12,5 млрд рублей – “Газета.Ru”)».

<1>Также Крюков напомнил, что «Транснефть» включена в программу приватизации, и разрыв договора с Китаем не пойдет на пользу компании. «Но самое главное – до сих пор не заключен договор по поставкам в Китай российского газа, — говорит аналитик. – Газовый рынок КНР растет очень быстро, и для России стратегически важно занять его долю. Поэтому портить отношения с Китаем в преддверии заключения многомиллиардного соглашения по газу Россия не будет».

Автор: Алексей Топалов

Почему комментарии платные?

Уважаемый читатель!

Мы ввели платную подписку на комментарии, чтобы удерживать общение пользователей в уважительном русле, исключив оскорбления, провокации, ненормативную лексику, а также спам, флуд и другие виды неконструктивного диалога. Чтобы добавлять собственные комментарии, необходимо оплатить подписку.