Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 августа 2011, источник: Росбалт

В России хотят возродить РАО «ЕЭС России»

МОСКВА, 15 августа. В России вновь может появиться мегарегулятор, в ведении которого, как во времена РАО «ЕЭС России», будет находиться вся отрасль в целом, пишет сегодня газета РБК daily.

На необходимость создания такой структуры указывается в докладе экспертной группы по реформе электроэнергетики, курируемой первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым. Эксперты, опрошенные изданием, в свою очередь считают такое начинание полезным, но труднореализуемым.

По мнению авторов доклада, с содержанием которого удалось ознакомиться РБК daily, реформа отечественной энергетики, зачинателем которой стал последний глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, была осуществлена успешно. Отрасль удалось структурировать без потери управляемости, появились генерирующие, сетевые и сбытовые компании, были привлечены значительные инвестиции.

В то же время эксперты шуваловской группы отмечают, что за последние 5 лет произошел 2-кратный рост цен на энергию, при этом надежность и качество обслуживания потребителей не улучшились. Кроме того, отсутствие стимулов и негативная оценка перспектив бизнеса заставили частных инвесторов начать распродажу своих энергетических активов. Все это, по мнению авторов доклада, стало следствием, в частности, неэффективного регулирования и незавершенности реформы.

Продолжить реформу и устранить причину всех современных проблем российской энергетики — отсутствие целостного регулирования — экспертная группа предлагает за счет создания мегарегулятора, который бы отвечал за развитие всей отрасли в целом. Сейчас только непосредственное управление сектором осуществляет полдюжины министерств, ведомств, некоммерческих партнерств и акционерных обществ. Так, нормативным управлением занимается Минэнерго, диспетчеризацией — «Системный оператор», торговлю электроэнергией организовывает «Совет рынка», вопросами развития отрасли ведает Минэкономразвития, тарифообразование находится в ведении Федеральной службы по тарифам (ФСТ), а на местах свои коррективы вносит министерство регионального развития.

Новый же орган, по всей видимости, должен будет в значительной степени получить функции всех вышеперечисленных структур. В докладе отмечается, что уровни цен/тарифов, надежности, эффективности и конкуренции в электроэнергетике связаны слишком тесно. Поэтому решения этого органа не могут быть подчинены только соображениям макроэкономической стабильности. В ведение мегарегулятора также могут быть отданы вопросы развития инфраструктуры.

Участники отрасли возможность возникновения «нового РАО» восприняли с настороженностью. «Сегодня у нас десять управляющих органов, и если вместо них будет один, то это, конечно, будет удобнее. Но только в том случае, если все согласования нужно будет проводить только с ним. Если прочие ведомства также сохранят частично свои функции, то новый регулятор только все усложнит», — полагают в одной из крупных генерирующих компаний.

В другой компании говорят, что менять структуру управления нецелесообразно, предпочтительнее было бы повысить эффективность и координацию работы уже существующих органов.

Впрочем, по словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, профильным министерствам и ведомствам не стоит опасаться потери своих полномочий. «Идея мегарегулятора не нова, и верится в его создание с трудом. Раньше все эти функции несло на себе РАО “ЕЭС России”, потом они были перераспределены, и теперь их никто не отдаст», — полагает эксперт. Более эффективным, по мнению Пикина, было бы использование опыта ФСТ, работа которого корректируется представителями других профильных ведомств.