
В документе указывается, что в настоящее время в Казахстане на законодательном уровне отсутствует норма привлечения государственной авиации на платной основе, которая соответствует стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Кроме того, говорится, что «анализ авиационных грузоперевозок показывает, что в настоящее время в гражданском секторе отсутствует возможность доставлять грузы в труднодоступные регионы и в регионы, подверженных локальных конфликтам».
Цель документа — принять на законодательном уровне нормы, позволяющие осуществлять коммерческие грузоперевозки воздушными судами Вооруженных сил либо государственными предприятиями при условии сохранения боевой готовности воинских частей и подразделений и без ущерба для выполнения задач по основному предназначению.
В связи с чем предлагается до марта 2026 года разработать проект закона, в том числе подзаконные нормативные правовые акты, снимающие указанные ограничения.
Как считают в Минобороны, выполнение коммерческих полетов позволит:
- Частично возместить расходы по организации воздушных перевозок.
- Снизить финансовую нагрузку на бюджет по ремонту и развитию государственной авиации.
- Удешевить транспортные расходы для грузов, срок поставки которых не является приоритетным.
- Улучшить конкурентоспособность для среднего и малого бизнеса, снизить стоимость конечного продукта.
Кроме того, в документе отмечается, что снятие ограничений на перевозки даст возможность дополнительного стимулирования личного состава, задействованного на авиационных работах по грузоперевозке, позволит без дополнительных указаний президента РК в срочном порядке предоставлять услуги органам и организациям для решения государственных задач.
В целом, увеличатся поступления в государственный бюджет за счет оказания платных услуг.
По данным Минобороны, на данный момент Вооруженными силами РК эксплуатируются 15 воздушных судов военно-транспортной авиации. Ежегодно на проведение их ремонта и обслуживания затрачивается ориентировочно 7 миллиардов тенге бюджетных средств.
Лимиты, выделяемые на закупку, ремонт и модернизацию авиационной техники, не позволяют производить своевременную замену воздушных судов, завершающих эксплуатацию.
Внести законопроект в Мажилис Парламента планируется в ноябре 2026 года.
Документ размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 20 мая.