Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 августа 2011, источник: РИА Новости

Итоги МАКС-2011: премьера истребителя, контракты и ЧП на взлете

МОСКВА, 21 авг — РИА Новости. Международный авиакосмический салон МАКС-2011 завершился. Главной премьерой выставки стал истребитель пятого поколения Т-50, который впервые демонстрировался широкой публике.

Каждый его полет зрители встречали овациями, однако при выполнении заключительных полетов Т-50 остановил взлет с ВПП в Жуковском из-за проблем с автоматикой одного из двигателей. Погода в свою очередь внесла коррективы в летную программу авиасалона, однако не отразилась на его «деловой» части: по объему заключенных контрактов эта выставка стала рекордной, несколько превысив результат 2009 года в 10 миллиардов долларов. При этом все заключенные сделки были «гражданскими», ни одного военного контракта подписано не было.

Яркими событиями авиасалона стали полеты пилотажных групп, демонстрация самолета-гиганта A-380 европейского концерна Airbus и «Лайнера мечты» американского Boeing, макета нового пилотируемого космического корабля, который в будущем может заменить «Союзы», а также миллиардные контракты Объединенной авиастроительной корпорации и соглашение о внедрении полимерных композиционных материалов.

С 16 по 21 августа авиасалон посетили сотни тысяч человек.

Не взлетел

Ежедневные демонстрационные полеты истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) были изюминкой выставки, посетители авиасалона впервые видели Т-50 и апплодировали при каждом его появлении. Эта машина — пока единственный боевой самолет, полностью разработанный российским, а не советским авиапромом. Поставки серийных истребителей пятого поколения в войска должны начаться в 2014-2015 году, к 2020 году их должны получить ВВС Индии, которая также участвует в программе по разработке. В настоящий момент летные испытания проходят два опытных образца Т-50 (они оба были представлены на выставке), к концу года программа ПАК ФА будет включать уже четыре машины.

Однако в воскресенье уже практически на закрытии авиасалона по техническим причинам Т-50 прекратил взлет с ВПП аэродрома Жуковский. Как передал корреспондент РИА Новости, при разгоне истребителя на полосе была видна вспышка, после чего самолет остановился с выпущенным тормозным парашютом.

Информация о том, что истребитель совершил аварийную посадку, не подтвердилась. «Истребитель пятого поколения Т-50 не прекратил полет, а прекратил взлет со взлетно-посадочной полосы аэродрома Жуковский», — пояснил представитель дирекции авиасалона.

Пилот жив, машина цела. Причиной отмены взлета стали отклонения в работе автоматики правого двигателя самолета, сообщили в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

«При подготовке к демонстрационному полету после страгивания в процессе разбега возникли отклонения в работе автоматики правого двигателя. Летчик-испытатель Сергей Богдан на скорости около 100 километров в час принял решение прекратить взлет», — сказал собеседник агентства.

Облачные коррективы

Ливень и сильная облачность внесли свои коррективы в летную программу МАКСа. Уже в субботу некоторые пилотажные группы из-за низкой облачности и плохой видимости в небе отказались от выполнения некоторых фигур высшего пилотажа. В воскресение начало демонстрационных полетов было перенесено почти на час из-за плохих погодных условий. В 12.00 программа началась с показательного полета нового российского истребителя-бомбардировщика Су-34, которым управлял начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский.

С пятницы, когда авиасалон был открыт для всех желающих, в небе над Жуковским начали работать российские и иностранные асы высшего пилотажа. Пилотажные группы военно-воздушных сил РФ «Соколы России», «Стрижи» и «Русские Витязи» на истребителях Су-27 и МиГ-29 демонстрировали элементы воздушного боя на малых высотах и групповой пилотаж. Пилотажная группа «Русь» на учебно-тренировочных самолетах L-39 отличилась тем, что нарисовала в небе сердце, пронзенное стрелой. В последний день МАКСа в небе над Жуковским появилась еще одна российская пилотажная группа «Первый полет» на спортивно-тренировочных самолетах Яу-52, выполнив фигуры высшего пилотажа с дымами.

Зарубежная военная часть летной программы авиасалона была представлена полетами американского многоцелевого истребителя F-15, французского истребителя Rafale и итальянского военно-транспортного самолета С-27, единственного в мире транспортника, исполняющего фигуры высшего пилотажа. В программе демонстрационных полетов приняла участие латвийская пилотажная группа «Балтийские пчелы».

Финансовая ясность

По данным генерального директора ОАО «Авиасалон» Владимира Борисова, общая сумма заключенных на авиасалоне МАКС-2011 контрактов превысила 10 миллиардов долларов. На прошлом салоне в 2009 году сумма контрактов составила 10 миллиардов долларов.

Все заключенные контракты МАКСа-2011 были «гражданскими». Ни одного военного контракта на авиасалоне подписано не было в отличие от 2009 года, когда российские ВВС заказали сразу 64 современных боевых самолета: 48 новейших истребителей Су-35С, 12 модернизированных Су-27СМ и четырех Су-30МК2.

ОАО «Рособоронэкспорт» — единственный госпосредник по импорту и экспорту продукции военного и двойного назначения — никаких новых контрактов на МАКСе-2011 заключать не планировал. Об этом еще в первый день работы авиасалон предупредил гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин.

В 2011 году подавляющая доля контрактов пришлась на Объединенную авиастроительную корпорацию. Президент ОАК Михаил Погосян подтвердил, что корпорация заключила на МАКС твердые контракты общим объемом более 7,5 миллиарда долларов. Из них заказы на самолеты МС-21 составили более 6 миллиардов долларов, на Sukhoi Superjet пришлись остальные 1,5 миллиарда. Кроме того, стоимость пакета опционов на эти самолеты составляет более 3,5 миллиардов долларов. Также Погосян отметил, что корпорация заключила контракты более чем на 100 самолетов, а если считать вместе с опционами и соглашениями о намерениях — то более чем на 230 самолетов.

Авиасалон — это площадка не только для подписания контрактов на сами машины. Например, ОАО «Роснано», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), ЗАО «Холдинговая компания “Композит” и ВНИИ авиационных материалов подписали важное для всей отрасли соглашение о сотрудничестве, направленное на внедрение полимерных композиционных материалов, изготовляемых на основе углеродных волокон российской разработки, в перспективные гражданские и военные продукты ОАК. Развитие современной авиации невозможно представить без внедрения композиционных материалов. Например, самолет Боинг-787 более чем наполовину состоит из композитных материалов. Данное соглашение является своего рода “дорожной картой” для формирования в России кластера по созданию инновационных материалов для авиастроения и формированию рынка конкурентоспособных российских полимерных композиционных материалов на основе углеродного волокна.

“На первом этапе мы планируем внедрять композитные материалы в конструкцию крыла”, — сообщил президент ОАК. По его словам, в дальнейшем планируется внедрить эти материалы и в конструкцию фюзеляжа. Погосян отметил, что в настоящее время в одной из моделей российских военных самолетов уже применено около 30% композитных материалов.

В авиастроении применение композиционных материалов на основе углеродных волокон позволяет снизить вес конструкции самолета, а также улучшить прочностные и аэродинамические характеристики, что в значительной мере будет способствовать повышению конкурентоспособности российских самолетов на международном рынке. В настоящее время доля композиционных материалов в перспективных гражданских лайнерах составляет от 30 до 50%.

Споры про “авиахлам”

Программа утилизации автохлама прошла настолько удачно, что представители авиаотрасли решили предложить ее опробовать на себе, но не смогли заручиться поддержкой профильного министерства.

Министерство транспорта сомневается в целесообразности создания программы по утилизации старых самолетов, сообщил замминистра транспорта Валерий Окулов.

Самарский авиационный завод “Авиакор” ранее обратился в Минпромторг с предложением проработать совместно с Минэкономразвития программу утилизации старых самолетов по аналогии с программой утилизации легковых автомобилей.

“Эта экзотика, которой в гражданской авиации не было. Цель этой экзотики непонятна. Что производит „Авиакор“? Три самолета за пять лет, что здесь утилизировать?” — спросил Окулов, отметив, что никакого содержательного эффекта от этого предложения он не видит.

Самолеты мечты

Авиасалон — это бизнес и зрелище. Второму, как всегда, способствовали полеты пилотажных групп и новых машин. Одними из самых интересных экспонатов МАКС-2011 стали A-380 европейского концерна Airbus и “Лайнер мечты” — Dreamliner американского Boeing.

А-380 — двухпалубный авиалайнер. Его площадь сопоставима с тремя теннисными кортами — 550 квадратных метров. Расход топлива в пересчете на одного пассажира не больше, чем у автомобиля с гибридным двигателем — менее трех литров на одного человека на 100 километров пути.

“В базовом варианте А-380 способен перевозить 525 человек. Взлететь самолет может с общей нагрузкой до 560 тонн”, — рассказал пилот лайнера-гиганта Кристоф Кайл.

Самолет, прилетевший для участия в авиасалоне, не предназначен для перевозки пассажиров. Он принимал участие в программе летных испытаний в рамках сертификации. Сейчас опытный образец используют для обучения летного состава авиакомпаний и тестирования перспективных систем.

В отличие от европейского самолета американский красавец-гигант Dreamliner выставлялся только на статической стоянке и участия в полетах не принимал. Однако интерес к нему был не меньший — все-таки в Россию он прилетел впервые.

Работы над лайнером начались в 2004 году, самолет позиционируется производителем как конкурент модели А350, создаваемой европейским концерном Airbus.

Boeing-787 — широкофюзеляжный двухмоторный пассажирский самолет, способный перевозить 250-330 пассажиров на расстояние до 16299 километров (в зависимости от модификации). Более половины деталей самолета изготовлены из легких композиционных материалов, новый 787-й обладает большим на 12% КПД по топливу по сравнению с Boeing-777, а также будет расходовать при эксплуатации на 20% меньше топлива, нежели современные самолеты того же класса.

Первый полет Dreamliner, который планировался на конец второго квартала 2008 года, но откладывался из-за технических проблем, состоялся в итоге 16 декабря 2009 года. Второй испытательный Boeing-787 успешно завершил первый полет на заводе авиастроительной корпорации в городе Эверетт штата Вашингтон 23 декабря 2009 года.

В августе 2011 года Boeing-787 Dreamliner прибыл на подмосковный аэродром Раменское в Жуковском для участия в международном авиационно-космическом салоне “МАКС-2011”. “Лайнер мечты” прилетел из Сиэтла. До этого он был представлен лишь на французском авиасалоне в Ле Бурже в июне этого года.

Космические перспективы

Объединенную экспозицию Роскосмоса и предприятий космической отрасли на авиасалоне представляли 27 предприятий. Участниками выставки стали, в частности, ОАО “Ракетно-космическая корпорация „Энергия“, ОАО „Информационные спутниковые системы“ имени академика Решетнева”, НПО имени Лавочкина, ОАО “Государственный ракетный центр имени Макеева”, Центр имени Хруничева, ОАО “Российские космические системы”, ракетно-космический центр ЦСКБ “Прогресс”, Исследовательский центр имени Келдыша.

“Космические” предприятия показали более 200 макетов и натурных образцов продукции.

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП “ЦЭНКИ”) представил макет стартового комплекса для ракеты-носителя “Союз СТ” в Гвианском космическом центре (космодром Куру).

Самарское ЦСКБ “Прогресс” показало, помимо традиционных макетов своих изделий, разработку в области авиации — легкий двухмоторный турбовинтовой самолет “Рысачок”. Он демонстрировался на статической экспозиции летательных аппаратов. Полет “Рысачка” был включен в программу демонстрационных полетов.

НПО Лавочкина представило макеты космических аппаратов “Спектр-Р”, “Спектр-РГ”, “Спектр-УФ”, “Фобос-Грунт” и КА “Электро-Л”, а также разгонный блок “Фрегат”. На стенде Центра имени Хруничева посетители выставки могли увидеть макеты ракет-носителей “Протон-М”, “Ангара 1.2”, “Ангара 3”, “Ангара 5”, “Ангара 5П”, “Рокот” и “Космос-3М”.

ОАО “Научно-исследовательский институт физических измерений” привез на выставку натурные образцы датчикопреобразующей аппаратуры и систем измерения, контроля, мониторинга и аварийной защиты.

Кроме того, участники и посетители авиасалона могли увидеть один из макетов советского корабля “Буран”. Этот образец ранее перевезли в Жуковский на барже с берега Химкинского водохранилища. До отправки в Жуковский макет “Бурана” принадлежал компании “СИА Интернейшнл ЛТД” — одному из крупнейших российских фармацевтических дистрибьюторов. Представитель “СИА Интернешл” сообщал ранее РИА Новости, что после авиасалона макет будет на постоянной основе находиться в одном из павильонов аэродрома Раменское и в компанию больше не вернется.

Пилотируемый корабль

Ракетно-космическая корпорация “Энергия” представила на авиасалоне макет нового пилотируемого корабля, который в будущем может заменить “Союзы”.

Президент-генконструктор корпорации Виталий Лопота рассказал, что новый корабль будет способен совершать полеты не только к Международной космической станции (МКС), но и “путешествовать” на Луну.

Полноразмерный космический корабль ближайшего будущего почти вдвое больше своего предшественника “Союза” и рассчитан на шестерых участников экспедиции, четверо из которых могут быть туристами. Существенное отличие — кресла экипажа не в одном ряду, а друг напротив друга. Новый корабль, скорее всего, получит название “Русь”, сообщал ранее Роскосмос.

В апреле 2009 года корпорация “Энергия” победила в тендере на разработку эскизного проекта перспективного российского пилотируемого космического корабля. Предусматривается создание нескольких модификаций корабля, предназначенных для полетов на земную и окололунную орбиту, ремонта космических аппаратов, а также для сведения с орбиты вышедших из строя спутников и крупных фрагментов космического мусора. Летные испытания корабля начнутся в 2015 году.

Разрабатываемый пилотируемый космический корабль нового поколения будет приземляться в десять раз точнее “Союза” за счет применения парашютно-реактивной системы посадки. Планируется, что парашют будет раскрываться на нижнем участке спуска корабля и работать вместе с реактивными двигателями.

“Жучок” для навигации

Одной из новинок, представленных ОАО “Российские космические системы” на авиасалоне, стал новый чипсет “ГеоС 3”, который планируется использовать в навигаторах ГЛОНАСС, устанавливаемых на автомобилях.

Данный чип может поступить в продажу в феврале-марте 2012 года. Новый чипсет совмещает две навигационные системы — ГЛОНАСС и GPS — и может использоваться также в камерах и фотоаппаратах.

В настоящее время в массовом применении находится чип “ГеоС 1М”. Модернизированные чипсеты будут потреблять энергии в три раза меньше, чем чипы “ГеоС 1М”.

Новым чипом уже заинтересовались российские и зарубежные компании.

Расстроил потерянный спутник

Проведение авиасалона для многих “космических” участников МАКСа-2011 было омрачено нештатной ситуацией, возникшей после запуска новейшего российского спутника связи “Экспресс-АМ4”, который, предположительно выведен на нерасчетную орбиту.

Ракета-носитель “Протон-М” с разгонным блоком “Бриз-М” и космическим аппаратом “Экспресс АМ-4” стартовала 18 августа с космодрома Байконур. При выведении головного блока на орбиту возникли сбои с передачей телеметрической информации и получением сигнала с “разгонника” и с борта спутника. Отделение космического аппарата от “Бриза-М” должно было состояться в 10.38 мск четверга, однако информация о состоянии и местонахождении спутника в этот день так и не появилась.

Днем позже спутник и выводивший его на орбиту разгонный блок “Бриз-М” были зафиксированы американцами на орбитах с различными параметрами. Как сказал РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли РФ, если подтвердится, что космический объект действительно является потерянным спутником, возможность его использования по целевому назначению представляется крайне маловероятной.

На борту спутника — 30 транспондеров C-диапазона, 28 — Ku-диапазона, два — Ka-диапазона и три — L-диапазона, 10 антенн аппарата должны были обеспечить устойчивое покрытие всей территории РФ и стран СНГ, а перенацеливаемые лучи могут быть использованы для предоставления услуг в любой точке видимости спутника.