Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 августа 2011, источник: Ведомости

Минус 80 млрд руб

РЖД забила тревогу, узнав новый тарифный план Белого дома на 2012 г. Без госсубсидий чистый убыток компании может достичь 80 млрд руб., предупреждает монополия.

Вчера стал известен предварительный план правительства по индексации тарифов в 2012 г.: все они, кроме газовых, могут вырасти лишь на прогнозный уровень инфляции (сейчас это максимум 6%). Просчитать такой сценарий поручил на прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов. Причем тарифы могут вырасти не с 1 января, а значит, среднегодовая индексация может быть даже ниже инфляции, передал «Интерфакс» со ссылкой на свои источники. Например, обсуждается 6%-ное повышение цен на грузовые перевозки РЖД с 1 июля, т. е. в среднем за год тариф вырастет на 3%.

С такой индексацией РЖД может получить 80 млрд руб. чистого убытка по РСБУ в 2012 г., заявил замначальника департамента корпоративных финансов РЖД Александр Романов. Изначально компания предлагала 11,7% базовой индексации на следующий год, напомнил Романов «Ведомостям»: даже это принесло бы РЖД всего 3,1 млрд руб. прибыли. Базовый сценарий Минэкономразвития оказался ниже — 7,4%. И чтобы получить те же 3,1 млрд руб. прибыли, РЖД, по расчетам компании, понадобится 40 млрд руб. из бюджета на «капитальный ремонт инфраструктуры», о чем монополия еще весной сообщила в правительство, добавляет Романов. В противном случае убыток РЖД составит 29 млрд руб. (см. таблицу).

Каждый процентный пункт «недоиндексации» тарифа в 2012 г. — это примерно 11 млрд руб. убытка для компании, отмечает Романов. То есть при 6%-ной индексации со второго полугодия 2012 г. РЖД без госсубсидий может получить те самые 80 млрд руб. убытка, резюмирует он.

При этом резервов для сокращения инвестпрограммы у РЖД почти не осталось, заявил вчера же руководитель департамента инвестиционной деятельности перевозчика Дмитрий Мухин, которого цитирует «Интерфакс»: даже при текущем уровне индексации РЖД снижала расходы на транспортную безопасность в размере 40-50 млрд руб. в год. Хотя чиновник Минэкономразвития уверен, что РЖД, как и другие госмонополии, вполне может поработать над сокращением расходов.

Утвержденная инвестпрограмма РЖД на 2011 г. — 349 млрд руб., на 2012 г. — 358 млрд. И до сих пор монополия планировала рост инвестиций: предварительная корректировка — 393,3 млрд руб. на этот год и 382,5 млрд на следующий — уже отправлена на согласование в министерства, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к РЖД (в компании цифры не комментируют).

Расчеты по потерям с новой индексацией тарифов РЖД пока не отправляла в правительство, поскольку не получала официальных уведомлений о новом тарифном плане и о решениях, принятых на совещании у Шувалова, отмечает Романов. Не получала компания и ответа на предыдущие предложения — по выделению 40 млрд руб. из бюджета при 7,4%-ной индексации, добавляет он.

Окончательного решения по тарифам нет, подчеркивает представитель секретариата Шувалова, есть поручение первого вице-премьера проработать разные варианты и внести сценарий в правительство, работа в ведомствах продолжается.

РЖД каждый год спорит с чиновниками о тарифах (с переменным успехом). Прислушаются ли они на сей раз, эксперты прогнозировать не берутся. Но проблема недофинансирования инфраструктуры действительно существует, считает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян, а если система не сможет перевозить грузы, то эти грузы просто не будут производиться и правительство должно это понимать.

В подготовке статьи участвовала Анна Перетолчина.