Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 августа 2011, источник: Вести.Ru

Российский рынок розницы: торговые сети стремятся к укрупнению

Российский розничный рынок в ожидании новых сделок по слиянию и поглощению. Эксперты считают, что путь к успеху торговых сетей лежит через укрупнение. В чём выгода и каков потенциал роста?

Торговые сети взяли курс на консолидацию. Наиболее активны крупные компании продуктовой розницы. Сетевики увеличивают свою долю на рынке, скупая конкурентов. Владельцы магазинов понимают, чем больше сеть, тем выгоднее бизнес.

«Тем выгоднее ей вести свои операции, тем рентабельнее операции от торговой деятельности. Это обуславливает интерес компаний, всех игроков к объединению. Самое главное, что движет торговыми сетями, это эффект от улучшения закупочных цен: чем больше закупки у производителей, тем ниже цена. И благодаря этому достигается очень существенная экономия», — объясняет Марат Ибрагимов, старший аналитик банка «Открытие».

Российский рынок продуктов питания лидирует по темпам роста в Европе. И если многие европейские магазины сейчас сокращают объемы торговли, в России — стремительный рост продаж. При этом две крупнейшие торговые сети — Х5 и «Магнит» — имеют колоссальные обороты и крошечную долю рынка всего лишь по 4-5% каждая.

Оборот розничной торговли в России огромен. Только за июль в магазинах и на рынках наторговали больше, чем на 1,5 триллиона рублей. Кстати, по сравнению с прошлым годом продажи выросли почти на 9%. При этом большинство покупателей по привычке ходят в ларьки около дома или на рынки. Современные форматы — дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркеты — это лишь треть всех российских магазинов. В то время как, например, в Западной Европе розничные сети занимают от 80 до 90% рынка.

«Разговор о том, что в России уже существует засилье сетей — это абсолютная фантазия. Вовсе все не так. Основная часть продукта, к сожалению, пока еще реализуется в не очень цивилизованных, мягко говоря, условиях и по не совсем правильным ценам», — считает Михаил Сусов, директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group.

Из последних знаковых сделок – поглощение компанией X5 Retail Group торговых сетей «Копейка» и «Патэрсон». Они обошлись ритейлеру в 60 миллиардов рублей. Покупка компанией «Дикси» магазинов «Виктория» — сумма сделки 20 миллиардов. Приобретение «Мосмарта» владельцами «Седьмого континента» — сделку оценивают в 5 миллиардов. На рынке обсуждается возможная продажа магазинов немецкого ритейлера Metro. Вероятным покупателем называют X5 Retail Group. Такими темпами через 5-7 лет торговые сети в России могут занять половину рынка продуктовой розницы.

«Розничный бизнес во всем мире – это бизнес крупных. Это бизнес, живущий за счет экономии на масштабах производства. Потребитель требует все лучших и лучших условий, все более высокого качества товара, все более низких цен на товары. Соответственно, выживают только те, кто подобное может предоставить», — говорит Илья Якубсон, президент группы компаний «Дикси».

Эксперты прогнозируют: укрупнение торговых сетей может происходить еще очень долго. При этом от консолидации ритейлеров безусловно проиграют небольшие независимые магазины. Им все сложнее будет конкурировать с ассортиментом и ценами крупных сетей.