Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 сентября 2011, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Война с «бомбилами» ставит перед выбором: «шашечки» или ехать?

С сегодняшнего дня «бомбилам» объявили войну на федеральном уровне — вступил в силу закон «О такси». По мнению разработчиков, он поможет легализовать рынок автоперевозок. Любой частник, при желании, теперь может получить лицензию и работать официально. Но как выяснила наш корреспондент, многим будет проще заплатить штраф, чем тратиться на переоборудование автомобиля.

Разрешающий сигнал для всех без исключения московских такси с этого дня — чернильно-синий, и сопровождается щелчком канцелярской печати.

Сегодня 6,5 тысячи обновленных такси выехали на дороги Москвы, ещё 1,5 тысячи — на трассы Московской области. У водителя должно быть разрешение и прейскурант с тарифами, в салоне — таксометр, на машине — шашечки или спецфонарь. В автопарках утром на автомобили ещё доклеивали опознавательные знаки.

«Световой опознавательный знак обойдется в 200 рублей, обклейка автомобиля — около 500, таксометр самый простой — в районе 1000 рублей. Цены никак не поменяются, экономика цен состоит из других составляющих», — поясняет руководитель отдела развития компании-перевозчика Микаэл Машетян.

Однако очевидно: официальные расценки отпугивают большинство пассажиров.

«Вот только что девушка подошла, я ей сказал: у нас поездка по таксометру. Она пошла к “бомбилам”. И она поедет с ним за копейки», — сокрушается потере клиентки официальный таксист Василий Чеботарев.

На копейки теперь тоже должен быть чек. Его пассажиру обязаны выдать в любой машине. Соответственно, нужны бланки строгой отчетности или кассовый аппарат. Нарушителю грозит устное предупреждение. Это пока, а уже с 1 января — штраф до 5 тысяч рублей.

«По ходу движения считываются номера. Если машина прошла с этой атрибутикой, а её в базе данных нет, то всё, к ответу становись. А если без атрибутики, я уже акцент делал, его сразу не учтешь. Но это путь эволюционный», — отчитался о нововведениях заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и дорожного строительства Николай Лямов.

Между тем, по известному принципу «вам шашечки или ехать?» продолжают работать тысячи самых обычных машин. Вызываем такси через диспетчера. Авто без опознавательных знаков. Водитель о новых правилах знает и даже обещает выдать нам чек. А вот разрешение получать пока не собирается.

«Если я поставлю знаки “такси”, то да, меня оштрафуют на 5 тысяч. Но я-то не ставлю», — поясняет таксист «плюсы» и «минусы» работы «по-черному».

Вот и обещанный чек — пустой бланк с безликой печатью «Для документов». Заполнить его водитель предложил, как нам угодно. Что будет написано на оставшемся у него корешке — неизвестно. Но и доказать факт нарушения очень сложно: например, «контрольные закупки» нужно согласовывать с прокуратурой.

«Конкретный механизм, конечно, не прописан. Но насколько я понимаю, если не будет вынесено постановление о проведении такой внеплановой проверки, никаким образом выявить “бомбил” не удастся», — подчеркивает юрист Янина Демина.

Ещё вариант: если пассажир сам пожалуется на нелегальную услугу. Но кто будет это делать, доехав до нужного адреса? И частники это прекрасно понимают. Ловим первую попавшуюся машину. Водитель про новые нормы тоже наслышан, но ведь в случае чего чисто деловые отношения всегда можно выдать за дружескую поездку.

«Если кто-то остановит, а мы с вами договорились, например, на 1000 рублей. Вы захотите ''заложить'', скажете — вот 1000 рублей, он без кассы берет и нарушает, — говорит водитель. — А если скажете, да, я — Вася, он — Петя, я — Света, мы знакомы. Ну, едем вместе, и что?»

Даже по приблизительным подсчетам, «бомбить» продолжают четыре водителя из пяти. Но необходимы система контроля и, совершенно очевидно, дополнительные меры.

Типичная картина: на два официальных такси — десяток частников. Бороться с нелегалами можно, например, обустраивая специальные стоянки, на которые смогут заезжать только лицензированные перевозчики. И тогда частнику будет либо просто негде стоять, либо он должен будет платить деньги. Но тогда ожидание пассажира для него станет просто невыгодным.

В центре уже есть 13 таких спецпарковок. В эту же систему борьбы с автонелегалами включены стоянки у транспортно-пересадочных узлов, выделенные полосы. И это только начало пути к легальному рынку перевозок. Ожидается, что в столице он должен сформироваться за год.