Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 сентября 2011, источник: РИА Новости

Россия должна развивать атомноый ледокольный флот, считают эксперты

С.-ПЕТЕРБУРГ, 5 сен — РИА Новости. Россия должна развивать береговую инфраструктуру и атомный ледокольный флот для эффективного освоения арктических территорий и обеспечения транспортных потоков между Азией и Европой по Северному морскому пути (СМП), считают эксперты.

Северный морской путь — это кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути до 20 с 33 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.

«Эффективное использование Севморпути — это прорыв не только для России, но и для всего мира. Раньше у нас до него просто не доходили руки, но теперь мы просто обязаны развивать там инфраструктуру, чтобы сохранить лидерство. СМП интересен в первую очередь даже не для внутренних перевозок, но для перевалки нефтепродуктов в другие страны», — рассказал РИА Новости руководитель аналитического отдела инвестиционной группы «Энергокапитал» Александр Игнатюк.

Новая «дорога» — новые деньги

Значительное сокращение времени судна в пути по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал и обеспечение практически круглогодичного прохода по трассам СМП сквозь льды за счет атомоходов привлечет в Россию новые инвестиционные проекты, считает Игнатюк.

«Речь идет, конечно, о ближайшем десятилетии или двух, поскольку все арктические проекты России весьма долгосрочны. Например, Китай, бесспорно, заинтересован в налаживании новых транспортных каналов и в этой связи пристально следит за развитием СМП. У них есть масса проектов, которые будут интересны нам, в том числе, с позиции развития Арктики и “Росатомфлота” как одного из ключевых предприятий в этой отрасли», — отметил он.

Генеральный директор НО «Ассоциация “Мурманшельф” Григорий Стратий добавил к сказанному, что поставщики в нефтегазовой отрасли рассчитывают на развитие транспортной составляющей Севморпути за счет освоения шельфа в западной части Арктики.

“Освоение Штокмана, начало добычи с Приразломного (месторождения) потребует не только транспортировки добытых углеводородов, но, главное, активного снабжения этих объектов. Мы совместно с „Росатомфлотом“ проведем обширную конференцию „Логистика в Арктике“. Рассчитываем на то, что будет принята отдельная, тщательно прописанная программа по обновлению атомного флота России”, — рассказал Стратий.

К значительным плюсам СМП, помимо сокращения времени прохождения судов, можно добавить отсутствие пиратства на берегах Арктики, добавил генеральный директор “Института национальной энергетики” Сергей Правосудов.

“Если в дальнейшем услуги по ледокольной проводке судов будут наращиваться, то вопрос состоит только в том, готова ли Россия развивать береговую инфраструктуру Арктики. Этого потребует и увеличение грузооборота, и, тем более, развитие месторождений”, — считает Правосудов.

Глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов добавил к вышесказанному, что необходимо вкладывать средства не только в инфраструктуру Арктики, но и в людей, которые там будут работать.

“Людей, влюбленных в Арктику, профессионалов, готовых там работать, достаточно. И уже сейчас мы это видим. Однако им необходимо достойно платить и поддерживать многочисленные города и поселения за Полярным кругом”, — подчеркнул Безбородов.

По мнению эксперта, объем грузооборота на СМП еще недостаточно велик для того, чтобы говорить о полномасштабной экспансии России в Арктику. “Но это просто означает, что надо планомерно вкладывать туда средства и контролировать их расходование”, — добавил он.

Северные рекорды

Несмотря на то, что арктическим трассам России только предстоит интенсивное развитие, уже сейчас можно отметить значительное увеличение вклада государства в данную сферу, убежден Александр Игнатюк.

“У нас есть уникальный атомный флот, сохраненный с советских времен. У нас есть территории и запасы, которые можно использовать. Если можно так выразиться, арктическое развитие России неизбежно. И если сравнить перевозки по СМП и строительство газо- и нефтепроводов, то второе все равно выходит дороже. Потенциал того, что делают Росатом и „Росатомфлот“ в Арктике, просто колоссален”, — подчеркнул Игнатюк.

Грузооборот Северного морского пути в текущем году значительно вырос благодаря рекордным по скорости проводкам судов во льдах. Размер танкеров и сухогрузов, успевших пройти по СМП в сопровождении атомных ледоколов ФГУП “Росатомфлот” также является необычным для этих широт. Так, абсолютный рекорд прохождения СМП за неделю с небольшим установил крупнотоннажный танкер “Владимир Тихонов” компании “Совкомфлот” с газоконденсатом “НОВАТЭКа” дедвейтом более 162 тысяч тонн.

Сейчас по трассам СМП движется крупнотоннажный сухогруз-балкер Sanko Odyssey дедвейтом почти 75 тысяч тонн. Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути. На его борту более 70 тысяч железорудного концентрата ОАО “Еврохим”, произведенного на Ковдорском ГОКе.

По Севморпути в сопровождении атомоходов уже прошли три танкера класса “Панамакс” (60 тысяч тонн груза) с газовым конденсатом (Perseverance, STI Heritage, Marilee). Еще один танкер Poseidon такого же класса вышел из Мурманска на прошлой неделе. В планах “НОВАТЭКа” — отправка еще как минимум двух танкеров в сентябре текущего года. В 2010 году по СМП была перевезена 71 тысяча тонн газового конденсата.

Ремонтно-технологическое предприятие РТП “Атомфлот” было создано в 1960 году. В 2008 году имущественный комплекс предприятия был передан госкорпорации “Росатом”. В состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола (“Россия”, “Советский Союз”, “Ямал”, “50 лет Победы”), два однореакторных мелкоосадочных ледокола “Таймыр” и “Вайгач”, атомный лихтеровоз-контейнеровоз “Севморпуть”, а также пять плавучих технических баз обслуживания.

В рамках программы “Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы” в России планируется построить один универсальный атомный ледокол мощностью 60 мегаватт и три линейных дизельных ледокола мощностью по 25 мегаватт.