Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 сентября 2011, источник: BFM.ru

За антигололедные реагенты Москва готова заплатить 2,5 млрд

Столичные власти начали подготовку к зимнему сезону, объявив конкурсы на поставку противогололедных реагентов. Эксперты не исключают, что закупки пройдут по завышенной цене, с учетом личных интересов чиновников

Власти Москвы объявили открытый аукцион на поставку противогололедных реагентов на предстоящую зиму, которые будут использоваться на дорогах и во дворах столицы. Как следует из материалов, размещенных на портале госзакупок Москвы, общая стоимость контракта составляет 2,504 млрд рублей, а аукцион состоится в конце сентября.

Напомним в начале 2011 года руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский сообщил, что в зимнем сезоне 2011–2012 годов в Москве будут применяться новые противогололедные реагенты. Ранее он заявил, что московские власти планируют ужесточить требования к этим материалам с точки зрения их безопасности для экологии города. При этом он отметил, что применяемые в настоящее время в Москве реагенты оказывают незначительное влияние на окружающую среду.

В документации к аукциону говорится, что с победителем аукциона будет заключен контракт на поставку твердого комбинированного противогололедного реагента на основе мраморного щебня, формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль) с добавлением хлоридов (кальция и калия), сообщает РИА «Новости».

Заказчиками выступили префектуры всех десяти округов Москвы, департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, ГБУ «Жилищник» и ГУП «Кольцевые магистрали».

Стоит отметить, что Федеральная антимонопольная служба в середине мая этого года объявила о сговоре при проведении аукциона на поставку противогололедных реагентов для нужд Москвы. По данным регулятора, в зимний период 2009-2010 предприятия-поставщики («Скоропусковский оргсинтез» и «Скоропусковский синтез», «НПО Реагенты» и «Новомосковский хлор») нарушили закон о защите конкуренции тем, что снижали начальные цены контрактов на 0,5% и во время аукциона намеренно не конкурировали между собой.

Причем на зимний сезон 2010-2011 столичные власти заготовили около 260 тысяч тонн жидких и чуть более 83 тысяч тонн твердых противогололедных материалов, о чем было объявлено 11 ноября — через месяц после появления первого снега. Минувшей осенью столичное правительство запретило использовать реагенты для очистки от снега и льда городских тротуаров, остановок, дворов и озелененных территорий. На этих территориях мог применяться только щебень. Реагенты разрешались только для обработки проезжей части дорог и внутриквартальных проездов.

Ежегодный эксперимент

Директор общественного фонда «Гражданин», эколог, эксперт в области экологической и промышленной безопасности Максим Шингаркин отмечает, что Москва — самый северный мегаполис мира, и российские ученые, разрабатывающие антигололедные реагенты, не могут опираться на мировой опыт. «Дело в том, что решения, которые применяются, к примеру, в Финляндии и Швеции — они для малых городов. Норвегия уже по температурному режиму не подходит. История этого вопроса насчитывает десятилетия, и каждый год у нас идет эксперимент. Но надо понимать, что на первом месте должна стоять безопасность людей. В прошлом году, к примеру, реагенты не применялись почти до середины января, в результате чего травматичность повысилась в 10 раз. В итоге власти согласились с тем, что нужно применять те реагенты, которые есть, чтобы травматизм снизился», — рассказал BFM.ru эксперт.

«К совершенству мы идем очень медленно, но, безусловно, период, когда сыпали соль, ушел далеко в прошлое, ведь это варварское отношение к окружающей среде — сыпать натрий-хлор. Сначала натрий-хлор пытались замещать кальцием, но он портит обувь. Потом кальций стали заменять калием, но его самостоятельное применение малоэффективно. А вот муравьиная кислота позволяет остальным реагентам действовать более эффективно», — описал историю вопроса Максим Шингаркин.

При этом эксперт отметил преимущества мраморной крошки над гранитной. «Гранитная крошка в конечном итоге оказывается в метро. Постоянный ремонт эскалаторов — это результат ее действия. Мрамор — это минерал органического происхождения, он деформируется при нагрузке не кристаллами, как гранит, а чешуйками, обладает хорошей сцепкой с подошвой. То есть по гранитной крошке вы катитесь, а мрамор как бы налипает на подошву, и вы перемещаетесь, постепенно стирая его о поверхность тротуара», — рассказал эколог, отметив, что в любом случае, необходимо соблюдать баланс цены и качества реагентов.

«Все будет как всегда»

Председатель московского отделения партии «Яблоко», бывший депутат Мосгордумы Сергей Митрохин отмечает, что мраморная крошка — весьма дорогой материал. «Я помню, как покупали гранитную. Но, в основном, были химикаты, причем крайне сомнительные с точки зрения последствий для пешеходов и автомобильных шин. Когда я в Мосгордуме занимался этим вопросом, мы фиксировали огромные партии несертифицированных химикатов. Эксперты говорили, что они приводят к разъеданию подошв, а также автомобильных шин. Тогда московские чиновники открещивались от этого товара, говорили, что ничего про него не знают, но это не объясняло, как он появился на складах, принадлежавших ГУПам», — рассказал BFM.ru политик.

По словам Митрохина, в целом, реализация антигололедных веществ городу «всегда носила полутеневой, полукриминальный характер». «Здесь всегда были махинации. Я не исключаю, что все это продолжится и сейчас, потому что, в принципе, система власти в городе не изменилась, она остается такой же непрозрачной, такой же закрытой. Контроля никакого нет, и я не исключаю, что на этих закупках, в частности, мраморной крошки, чиновники будут иметь большие откаты. Все компоненты и реагенты будут покупаться по завышенной цене. Скорее всего, все будет как всегда», — считает Митрохин.