Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 сентября 2011, источник: РИА Новости

Всеправославный собор может пройти в ближайшие 2-3 года, считают в РПЦ

МОСКВА, 9 сен — РИА Новости, Ольга Липич. Всеправославный собор, готовящийся уже около полувека, может состояться в ближайшие 2-3 года, заявил председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в пятницу по итогам поездки на предсоборную встречу в Стамбул.

Встреча предстоятелей и представителей Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской православных церквей с участием представителя РПЦ — крупнейшей по численности православной церкви — прошла на Фанаре (центр Константинополького патриархата в Стамбуле) 1-3 сентября. Она была посвящена ухудшающемуся положению христиан в мире, особенно на Ближнем Востоке, и вопросам подготовки Всеправославного собора, в котором примут участие все 15 поместных православных церквей мира.

«Никаких серьезных препятствий сегодня для созыва Всеправославного собора нет. И сегодня очень важно, чтобы звучал консолидированный, солидарный голос поместных православных церквей, чтобы никто не пытался раскачивать лодку мирового православия или вбивать клин между отдельными церквами», — заявил митрополит Иларион на пресс-конференции в РИА Новости в пятницу.

Патриарх Константинопольский (Вселенский) Варфоломей неоднократно говорил о том, что Всеправославный собор может быть проведен в течение двух-трех лет. «И мне представляется, что если не будет возникать каких-либо несвоевременных инициатив (таких, например, как отмена консенсуса), которые могут отбросить нас назад в предсоборном процессе, то вполне реально провести этот собор в течение двух или трех лет», — сказал представитель Московского патриархата.

По его мнению, прозвучавшее на стамбульском совещании предложение отказаться от метода консенсуса в принятии соборных решений «как раз имеет очень опасный потенциал, потому что может внести серьезные разногласия и разделения в семью поместных православных церквей». «Мы должны договариваться между собой и принимать только те решения, которые удовлетворяют все церкви. Ни одна церковь не должна пытаться навязать свое мнение другим», — подчеркнул митрополит Иларион.

ЦЕЛИ ВСЕПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА

«Такой Собор был бы сегодня своевременным, потому что Православная церковь могла бы единым голосом ответить на вызовы современности… Конечно, нам есть о чем поговорить, есть очень много тем, по которым имеется консенсус, полное согласие», — отметил глава ОВЦС.

По его словам, Всеправославный собор «будет иметь смысл и ценность только в том случае, если ему удастся сказать миру что-то, что имеет значимость для мира».

Поэтому необходимо адаптировать тематику и язык собора к современности, необходимо еще раз посмотреть на те решения, которые принимались в течение 50 лет, на протяжении которых ведется подготовка собора. «Поскольку документы готовились в 60-е, 70-е, 80-е годы, то многие из них уже устарели не только по содержанию, но даже и по языку», — пояснил митрополит Иларион.

Собор должен затронуть такие насущные проблемы как «выживание христиан в целом ряде стран, где они сегодня оказались преследуемы и гонимы», отметил представитель РПЦ. Он выразил надежду, что собор «внесет вклад в дело стабилизации положения христиан во всем мире».

«Православная церковь… сегодня должна была бы засвидетельствовать тот факт, что она существует, что она едина, что она является хранительницей неповрежденного апостольского предания, что ей есть, что сказать миру, что она находится в диалоге с окружающим миром, в том числе с инославными христианскими конфессиями и иными религиями, что она способна к этому диалогу и что она готова выступать в этом диалоге с единой консолидированной позицией», — считает митрополит Иларион.

При этом он отметил, что «от собора не следует ожидать каких-то радикальных решений, которые не были бы заранее подготовлены и озвучены».

ИСТОРИЯ СОБОРА

В силу исторических обстоятельств православные церкви не созывали такие соборы в полном составе в течение многих столетий, а именно со времени последнего, VII Вселенского собора, прошедшего в Никее в 787 году. Впоследствии бывали лишь региональные собрания делегатов от двух-трех-четырех церквей.

Идея созыва Всеправославного собора возникла полвека назад, когда после Второй мировой войны активизировались межцерковные контакты и сотрудничество. Тогда и начались соответствующие консультации.

Было определено 10 тем собора, по которым велась подготовка в течение всего этого времени. Столь длительной она оказалась из-за трудностей в преодолении существовавших между церквами разногласий. По восьми темам разногласия удалось, наконец, преодолеть.

Одна из них — «каноническое устройство православной диаспоры». «Иначе говоря: каким образом православная церковь должна существовать там, где не существует единой православной церкви, где сосуществуют разные православные юрисдикции. Прежде всего, речь идет о Западной Европе, Америке, Австралии», — пояснил митрополит Иларион.

Другие вопросы, по которым церкви пришли к согласию и которые могут быть вынесены на Всеправославный собор: церковный календарь, унификация церковных постановлений о посте, препятствия к браку, отношение православия к остальному христианскому миру, порядок предоставления церковной автономии, православие и экуменизм, отношение православных церквей к актуальным мировым проблемам (политическим, социальным и прочим).

АВТОКЕФАЛИЯ И ДИПТИХИ

Осталось две темы, по которым позиции еще не согласованы: предоставление автокефалии (самостоятельности той или иной церкви) и диптихи (диптих — официальный порядок перечисления православных церквей).

Процедура предоставления автокефалии в истории православия никогда не была четко прописана. Ранее та или иная церковь просто объявляла о своей автокефалии, а потом, «задним числом», иногда десятки лет спустя, она признавалась Константинопольским патриархатом и другими поместными православными церквами.

Существовало также представление о том, что одна церковь может предоставить автокефалию другой. Например, Константинопольский патриархат предоставил автокефалию Элладской, Болгарской, Сербской церквам, а Московский патриархат — Церкви Чешских земель и Словакии и Православной церкви в Америке (в 1970 году). Польская церковь из-за существовавшего в православном мире беспорядка в решении вопроса о самостоятельности получила автокефалию дважды: сначала — от Константинопольского, а затем — от Московского патриархатов.

«Сейчас православные церкви принципиально договорились о том, что в дальнейшем автокефалия будет предоставляться с согласия всех поместных православных церквей», — сообщил митрополит Иларион.

Осталось договориться только по ряду технических вопросов, а именно о том, как будет подписываться томас (документ) об автокефалии. «По этому вопросу пока не удалось договориться. Хотя в феврале этого года межправославная подготовительная комиссия в течение нескольких дней пыталась этот вопрос решить», — отметил представитель РПЦ.

Касаясь второй несогласованной темы, митрополит Иларион отметил, что «все церкви признают первые пять мест в диптихах — это Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский патриархаты».

«А дальше имеются различия. Например, в диптихах Константинопольской церкви дальше идут Сербская, Румынская и Болгарская церкви и затем, на 9-м месте — Грузинский патриархат. В диптихах нашей церкви Грузинская стоит на 6-м месте, а далее уже следуют Сербская, Румынская и Болгарская», — констатировал митрополит Иларион.

По этой теме пока не удалось достичь консенсуса.

УСЛОВИЯ РПЦ

«И вот встал вопрос: что делать дальше?.. Продолжать прения по тем вопросам, по которым мы заходим в тупик (в частности, по вопросу диптихов)? Это может длиться еще 50 лет или более. Поэтому после февральского заседания подготовительной комиссии патриарх Варфоломей (предстоятель Константинопольской церкви) направил предстоятелям церквей письмо с вопросом о том, как они видят дальнейший ход подготовки к собору?» — отметил глава ОВЦС.

На это послание, по его словам, целый ряд предстоятелей ответили, что собор может быть проведен по тем восьми темам, которые уже согласованы. А те две темы, по которым пока не существует согласия, можно оставить на послесоборный период.

«В частности, именно так ответила Русская православная церковь. Таким образом, мы готовы принимать участие в соборе по тем восьми темам, которые уже согласованы. При условии, конечно, что будет проработан протокол собора, повестка дня, будет определена его конфигурация, состав делегаций. Потому что все эти вопросы требуют обсуждения и в межправославном предсоборном процессе еще никак не обсуждались», — заявил митрополит Иларион.

По его словам, на совещании в Стамбуле было высказано пожелание, чтобы перед собором состоялась отдельно встреча предстоятелей поместных православных церквей с целью рассмотрения регламента и возможного пересмотра способа принятия решения. От кого конкретно исходит эта инициатива, митрополит Иларион затруднился ответить.

«В течение 50 лет единственным способом принятия решений на межправославных совещаниях был метод консенсуса… Если решения будут приниматься простым большинством голосов, то любая церковь может оказаться в таком положении, когда будет принято решение, противоречащее ее позициям, ее самопониманию — и разумеется, это радикальным образом скажется на всей ситуации в межправославных отношениях», — предостерег митрополит Иларион.

Для РПЦ, по его словам, отказ от метода консенсуса «абсолютно неприемлем», поскольку «каждая церковь должна иметь право отстаивать и защищать свою позицию». «Мы не сможем участвовать в каких-либо межправославных мероприятиях, где решения будут приниматься не консенсусом, а большинством», — заявил представитель Московского патриархата.

В то же время, он убежден, что среди предстоятелей православных церквей «консенсуса по поводу отмены консенсуса не будет» — и попытки отказаться от этого метода обречены на неудачу.

УЧЕСТЬ 150 МИЛЛИОНОВ

Глава ОВЦС призвал учитывать различия в численности православных церквей при выборе метода принятия решений собором и определении состава делегатов.

«Русская православная церковь, по разным подсчетам, включает в себя около 150 миллионов верующих в разных странах мира. Это больше, чем совокупная численность всех других поместных православных церквей вместе взятых», — сказал митрополит Иларион.

А между тем, по его словам, в межправославных подготовительных комиссиях у каждой поместной православной церкви по два делегата. «И мы никогда не оспаривали этот метод представительства… именно потому, что на межправославном уровне существует принцип консенсуса, и мы уверены, что даже если одна православная церковь не согласна с каким-то решением — оно не может быть принято», — отметил глава ОВЦС.

Если же решения принимаются голосованием, то, в первую очередь, пропорциональный состав делегатов должен соответствовать количеству верующих.

«Эти темы — метода принятия решения и представительства — тесно увязываются одна с другой. Пока еще нам никто не сказал: каким будет представительство на самом Всеправославном соборе, если он состоится», — добавил митрополит Иларион.

Сам он считает, что на Всеправославный собор «должны съехаться все епархиальные архиереи из всех поместных православных церквей, как это было на Вселенских соборах», и «это было бы правильным и справедливым».

По его подсчетам, речь идет примерно о 500 архиереях, при этом в Русской православной церкви сегодня 222 архиерея. И технически собрать 500 человек в одном зале сегодня, по мнению митрополита, не представляет сложности.

Но если будет принято решение о том, что на собор созываются не все архиереи, то придется «договариваться о квотах».