Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 сентября 2011, источник: РИА Новости

Конфликт авиакомпании и турхолдинга испортил имидж болгарских курортов

МОСКВА, 16 сен — РИА Новости. Финансовый конфликт авиакомпании Bulgaria Air и болгарского туристического холдинга «Алма Тур», повлекший за собой отмену зафрахтованных «Алма Тур» рейсов в Россию и другие европейские страны и массовые задержки туристов в курортных аэропортах Болгарии, навредил имиджу этой страны как туристического направления.

9 сентября из аэропортов Варны и Бургаса не вылетели четыре рейса в Москву и Санкт-Петербург национального перевозчика Болгарии авиакомпании Bulgaria Air. Авиакомпания объявила, что рейсы отменены из-за финансовых разногласий с болгарским туристическим холдингом «Алма Тур», задолженность которого перед авиакомпанией составляет 3,5 миллиона евро.

В настоящее время в аэропортах Бургаса и Варны остаются 358 россиян.

ЗАТЯНУВШЕЕСЯ ВОЗВРАЩЕНИЕ

На отмененных рейсах должны были вернуться домой более 600 туристов нескольких российских туроператоров, заключивших контракты на перевозку не напрямую с Bulgaria Air, а с одним из подразделений холдинга «Алма Тур» Alma Tour Fly. В первую очередь, это петербургский туроператор «Алма Тур-СПб», созданный одноименным болгарским холдингом-виновником конфликта, московские туроператоры ICS Travel Group, «Дельта Интерконтинентал Груп», «Балкан-Экспресс», несколько небольших компаний. При этом, по словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, болгарская авиакомпания перед началом летнего сезона сама вынудила российских туроператоров работать не напрямую, а через «Алма Тур», хотя о задолженности холдинга было известно еще в мае. И в РСТ, и в Ассоциации туроператоров России (АТОР) подчеркивают, что российские компании не имели никаких долгов перед Bulgaria Air, и свои вывозные рейсы оплатили еще в феврале-марте.

«Авиакомпания Bulgaria Air, задержав российских пассажиров в Бургасе и Варне, пыталась таким образом заставить их повторно заплатить за уже оплаченные авиабилеты. Для скандала авиакомпания выбрала грамотный момент: программа “Алма Тур” заканчивается, деньги за сезон собраны, рейсы в основном остались вывозные. Это издевательство над пассажирами, которых втянули в конфликт хозяйствующих субъектов, чтобы вернуть долги», — заявила Тюрина.

По словам экспертов, Bulgaria Air не имела права отказать туристов в перевозке на регулярных рейсах.

«По правилам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), если выписан билет на регулярный рейс, и он у туриста, — ему должна быть обеспечена перевозка. Авиакомпания должна была как минимум вывезти туристов из Болгарии в Россию, а потом разбираться со своим партнером», — заявил коммерческий директор ICS Travel Group Дмитрий Филатовский.

Все туристы были размещены в гостиницах. За выходные часть россиян смогла вернуться домой — туроператоры пересаживали их на другие рейсы, повторно оплачивая билеты. К вечеру понедельника в Болгарии оставалось еще около 400 россиян. 285 из них были клиентами компании «Алма Тур-СПб», которая не смогла найти денег для повторной оплаты билетов — авиакомпания Bulgaria Air запросила за выполнение вывозного рейса 38 тысяч евро. К вечеру вторника в Варне и Бургасе осталось 175 туристов этой компании. В среду вечером авиакомпания Bulgaria Air бесплатно вывезла их специальным рейсом из Варны. Как утверждают источники РИА Новости, произошло благодаря давлению на авиакомпанию болгарских властей, пригрозивших ей лишением лицензии в случае продолжения конфликта.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе отметила, что вывезти туристов можно было бы раньше, если бы не позиция авиакомпании и холдинга «Алма Тур», которые вплоть до вторника постоянно говорили о том, что ведут переговоры, и вот-вот ситуация разрешится. Кроме того, проблемы с вывозом туристов у туроператоров возникли потому, что из-за окончания летних программ все самолеты, вылетающие из Болгарии в Россию, практически заполнены. Найти места для большого числа дополнительных туристов на них сложно.

По той же причине с россиянами, которые должны были на тех же рейсах вылететь в Болгарию, у туроператоров не возникло таких проблем — их было значительно меньше, и компаниям удалось отправить их другими рейсами, правда, заплатив повторно за билеты. Ростуризм предолжил компании «Алма Тур-СПб» остановить продажу туров в Болгарию на отмененных Bulgaria Air рейсах и вернуть деньги тем туристам, которые захотят расторгнуть договоры.

И СНОВА ПЯТНИЦА

Во вторник на совещании в Ростуризме компания «Алма Тур СПб» заявила о том, что ее совместные вылеты с компанией Bulgaria Air запланированы на 16, 23 и 30 сентября. 16 и 23 должно вылетать из Бургаса и Варны в общей сложности по 360 туристов, 30 — 180. Поскольку авиакомпания Bulgaria Air объявила об отмене всех рейсов, зафрахтованных «Алма Тур», можно было предположить, что ситуация полностью повторится. Она и повторилась с единственной разницей, что туристов пострадало значительно меньше, и большинство из них — не клиенты туроператоров, а индивидуалы, купившие только авиабилеты.

В четверг Bulgaria Air объявила, что запланированные на 16 сентября рейсы из Бургаса и Варны в Санкт-Петербург не состоятся. По информации спецпредставителя Ростуризма в Болгарии Григория Саришвили, на этих рейсах должны были вернуться домой 358 россиян, среди которых 14 детей до двух лет. Авиакомпания предложила им заплатить за обратные билеты, воспользовавшись прямыми регулярными рейсами в Москву, Санкт-Петербург, а также стыковочными — через Софию и другие европейские столицы.

Руководитель пресс-службы Ростуризма Олег Мосеев заявил РИА Новости, что «ведомство будет связываться с туроператором “Алма Тур-СПб” и убеждать его все же внести доплату за туристов».

«Многие не смогут заплатить, особенно если речь идет о семьях из трех и более человек. Но туристы в любом случае смогут обратиться за компенсацией потраченных средств к туроператору “Алма Тур-СПб” или в компанию “Ренессанс Страхование”, где застрахована ответственность туроператора», — сказал Мосеев.

Добавим, что аналогичная ситуация в той или иной форме может повториться еще дважды — 23 и 30 сентября.

РЕАКЦИЯ В БОЛГАРИИ

Компания «Алма Тур», основанная в 1991 году, — один из крупнейших болгарских туроператоров. Компания организует чартерные рейсы из стран СНГ в Болгарию и осуществляет обслуживание самолетов в аэропортах Бургаса и Варны. Располагает сетью офисов в разных городах Болгарии. На сайте компании указаны два ее российских офиса — «Алма Тур-СПб» и «Алма Тур-Москва». Болгарское министерство туризма в 1999 году присудило «Алма Тур» титул «Туроператор номер один». До разразившегося скандала компания обслуживала примерно 5% потока туристов, отправлявшихся из России в Болгарию. Как заявляла представитель Bulgaria Air, в августе туроператор был предупрежден о том, что из-за накопившегося долга заказанные им рейсы будут аннулированы.

Конфликт между двумя компаниями вызвал большой общественный резонанс и в Болгарии. Решением проблем застрявших туристов занимались три болгарских министерства — транспорта и коммуникаций, экономики, энергетики и туризма, и иностранных дел. Болгарский МИД решал проблему продления просроченных виз. Два других министерства искали способы повлиять на участников конфликта, но, как выяснилось, сделать это оказалось сложно. Министр экономики и энергетики Болгарии Трайчо Трайков встретился с участниками конфликта. Он назвал абсолютно безответственным их поведение, отметив, что они ничего не сделали для решения проблемы, и это «просто безумие, учитывая, сколько усилий было приложены, чтобы сезон прошел успешно».

На пленарном заседании парламента страны в четверг Трайков заявил, что туроператор «Алма Тур» будет лишен лицензии и добавил, что в отношении Bulgaria Air также будут приняты меры.

Председатель Ассоциации отельеров и рестораторов республики Благой Рагин заявил, что россиянам, пострадавшим в результате задержек в Варне и Бургасе в 2012 году будет предоставлена возможность бесплатно отдохнуть в Болгарии. Он добавил, что предварительно речь идет о бесплатном размещении в течение недели в июне в одном из курортных отелей. Он подчеркнул, что Болгария «обязана приложить все усилия, чтобы сгладить полученные гостями страны негативные эмоции». Дмитрий Филатовский, коммерческий директор компании ICS Travel Group, туристы которой были в числе пострадавших россиян, заявил РИА Новости, что предложение болгарской стороны звучит хорошо, но нужна конкретика — как именно можно будет получить эти туры.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе подчеркнула, что история с «Алма Тур» беспрецедентна. «Еще не было, чтобы из-за спора двух иностранных хозяйствующих субъектов пострадали бы российские туристы. В результате многим нашим туроператорам пришлось повторно оплачивать рейсы, чтобы вывезти туристов. Все расходы по размещению и питанию в отелях застрявших туристов также легли на плечи туроператоров. Болгарская сторона не сделала ничего», — сказала она.

По словам главы пресс-службы Ростуризма, российским ведомствам сложно воздействовать на перевозчика и зарубежного туроператора. Возможности Ростуризма в этом плане ограничены. Мосеев подчеркнул, что в этом случае у всех российских туроператоров, за исключением «Алма Тур-СПб, хватило средств на то, чтобы за свой счет вывести туристов и оплатить следующие полеты. При этом гражданская ответственность “Алма Тур-СПб” застрахована на 60 миллионов рублей, но эти средства можно получить только постфактум, при предъявлении документов, доказывающих дополнительные траты туристов в ходе поездки. Их невозможно потратить на помощь туристам в экстренной ситуации.

Ломидзе отметила, что ситуация в Болгарии доказала насущную необходимость создания компенсационных фондов, средства которых можно было бы быстро потратить на помощь туристам в случае ЧП. В Болгарии, помимо россиян, пострадали туристы из Финляндии и Прибалтики. Но их удалось быстро вывезти за счет компенсационных фондов, которые существуют при объединениях операторов в этих странах.

“У нас законодательно создание фонда возможно только в рамках саморегулируемых организаций, поэтому этот случай доказывает необходимость скорейшего введения саморегулирования на рынке”, — подчеркнула Ломидзе.

УДАР ПО ИМИДЖУ

Болгария — одно из традиционно популярных направлений летнего отдыха россиян. За первые восемь месяцев 2011 года консульство Болгарии в Москве выдало гражданам России 300 тысяч виз, это на 40% больше, чем было выдано в 2010 году. По итогам года число выданных россиянам виз, как планируется, составит 350 тысяч.

“Россиян привлекает в Болгарию сравнительно невысокая стоимость туров, климат, близкий к российским курортам, и традиционно позитивное отношение болгар к русским туристам. Многие болгары хорошо говорят по-русски и очень радушно относятся к туристам из России. При этом уровень сервиса и качество инфраструктуры постоянно улучшаются, и большинство гостиниц вполне соответствуют европейскому уровню”, — говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

По мнению опрошенных корреспондентом РИА Новости экспертов, история с Bulgaria Air подпортила имидж направления в глазах российских туристов и может повлиять на популярность Болгарии в зимнем и летнем сезоне.

“Эта история точно повлияет на популярность направления, так как сейчас туристы даже тех туроператоров, у которых нет проблем с Bulgaria Air, скандалят и не хотят лететь этой авиакомпанией, не верят, что она выполнит свои обязательства. Туроператорам приходится убеждать туристов, что лететь можно без опасений”, — говорит Тюрина.

По ее мнению, “нанесен серьезнейший имиджевый удар по туриндустрии Болгарии”.

“Несмотря на то, что задержавшихся туристов разместили в отелях и обещали в будущем году принять бесплатно, это вполне может сказаться на зимнем сезоне — ведь Болгария популярное направление горнолыжного отдыха. Вполне возможно, что туристы побоятся лететь зимой в Болгарию и выберут другое направление”, — добавила пресс-секретарь РСТ.

По словам Ломидзе, многое зависит от того, как болгары поведут себя в начале следующего летнего сезона.

“Если скандалы больше не повторятся, а Болгария выполнит обещание предоставить туристам бесплатный отдых, проявят должное внимание к этой проблем, возможно, ситуацию еще удастся выправить. Но определенное снижение потока может быть, так как задержки в Бургасе и Варне в России имеют большой общественный резонанс”, — заключила она.