Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность Кинга у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
22 сентября 2011, источник: РИА Новости

Атомные ледоколы наиболее эффективны для высадки дрейфующих станций

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «РОССИЯ», 22 сен — РИА Новости, Анна Юдина. Атомные ледоколы на сегодня являются наиболее эффективным средством доставки людей и оборудования для дрейфующих станций, поскольку авиационной инфраструктуры для работы в Арктике практически не осталось, сказал РИА Новости руководитель высокоширотной арктической экспедиции «Арктика-2011» Владимир Соколов.

«Развертывание и снятие станций могло бы осуществляться и авиационным способом, как это бывало в большинстве случаев в прошлом веке, однако в России на сегодня практически не осталось береговых арктических баз и аэродромов, практически нет современных самолетов для работы в Арктике. А то, что осталось из некогда обширной авиационной инфраструктуры, к сожалению, продолжает разрушаться», — рассказал Соколов.

По его словам, стоимость аренды ледокола ФГУП «Росатомфлот» в 2011 году выросла на 11% по сравнению с прошлым годом и составила 63 миллиона рублей за 23,5 дня. При этом весь бюджет высокоширотной экспедиции «Арктика-2011» по снятию дрейфующей станции «Северный полюс-38» (СП-38) и подготовке и высадке СП-39 составляет более 100 миллионов рублей.

Как отметил ученый, атомный ледокол при этом не является подходящей базой для метеорологических исследований, потому что создает мощное энергетическое и тепловое поле и таким образом искажает данные. Наблюдение за морским льдом с борта ледокола полярники ведут в режиме телеметрии.

«Это очень большой объем информации, который впоследствии будем анализировать и делать выводы о характеристике льда, о его динамике с течением времени. Например, по договоренности со ФГУП “Росатомфлот” мы каждый год посылаем нашего специалиста с телеметрической системой в туристические рейсы, которые совершаются к Северному полюсу на атомном ледоколе. Ежегодно в течение 1-2 месяцев мы получаем данные о состоянии и количестве льдов на одном и том же маршруте», — сообщил Соколов.

В основном, атомные ледоколы «Россия» и «Ямал» в таких рейсах либо сопровождают научно-исследовательские суда, либо, как в этом году, заняты транспортировкой ученых, оборудования и снабжения к месту высадки на льдину и способствуют поискам подходящих ледовых полей.

Сейчас атомный ледокол «Россия» с членами высокоширотной экспедиции на борту идет по чистой воде со средней скоростью 15 узлов и направляется в сторону мыса Арктический. В этом районе специалисты примут решение о дальнейшем направлении движения атомохода. На борту ледокола находится коллектив новой станции во главе с опытным полярником Александром Ипатовым. Планируется, что сначала со льдины будет снят экипаж станции СП-38, а затем специалисты приступят к ледовой разведке и поиску льдины для высадки СП-39.

Первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс-1» была высажена на льды Центрального полярного (ныне Арктического) бассейна 21 мая 1937 года. В этот день на льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции (ВВЭ) были доставлены начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель. Предвоенные и военные годы прервали этот цикл исследований, но с начала 50-х годов они были продолжены. C этого момента дрейфующие станции работали в Арктике достаточно регулярно до 1991 года. Их работа была возобновлена после 12 летнего перерыва весной 2003 года.

Ледокол «Россия» — атомный ледокол типа «Арктика». Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Спущен на воду 2 ноября 1983 года. Принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. Длина — 150 метров, ширина — 30 метров, высота борта — 17,2 метра. Атомная турбоэлектрическая установка ледокола имеет мощность 75 тысяч лошадиных сил. Максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 узлов.

Ремонтно-технологическое предприятие РТП «Атомфлот» (с декабря 2002 года — ФГУП «Атомфлот») было создано в 1960 году. Первоначально атомный ледокольный флот России находился в доверительном управлении Мурманского морского пароходства, однако в 2008 году имущественный комплекс предприятия, объединенный с ремонтно-технологической базой, был передан госкорпорации «Росатом».

В состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Ямал», «Советский Союз», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач», атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», а также пять плавучих технических баз обслуживания.