Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 апреля 2012, источник: Газета.Ру, (новости источника)

«Ъ»: En+ Group Дерипаски восстановит энергомост из Сибири на Урал стоимостью 40 млн рублей за 1 км

Компания En+ Group бизнесмена Олега Дерипаски начала согласование проекта строительства энергомоста Сибирь—Казахстан—Урал, который позволит увеличить перетоки между энергосистемами с нынешних 1,7 ГВт до 5 ГВт, пишет газета «Коммерсантъ»

En+ заинтересованна как в энергорынке европейской части России для проектов в рамках СП с китайской Yangtze Power, так и в развитии угольного бизнеса в Казахстане. В то же время техническое состояние линии не позволит в ближайшее время вывести ее на номинальную мощность, и пока неясно, кто будет оплачивать инфраструктурный проект стоимостью 40 млн рублей за 1 км.

Решение об анализе целесообразности увеличения пропускной способности сетей было принято в рамках ноябрьского заседания подкомиссии по сотрудничеству в области ТЭК межправкомиссии Россия—Казахстан. По итогам Минэнерго России было поручено сформировать рабочую группу с участием Федеральной сетевой компании (ФСК), «Системного оператора ЕЭС» (СО ЕЭС), «Интер РАО», Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ) и En+, согласованные выводы которой по этому вопросу должны быть представлены Казахстану.

База для энергомоста уже существует — это проект, разработанный в 1980-х годах для передачи на Урал дешевой энергии сибирских электростанций, в том числе ГЭС Ангаро-Енисейского каскада и угольных ГРЭС Канско-Ачинского угольного бассейна.

Энергомост нужен, чтобы увеличить перетоки между энергосистемами Сибири (энергоизбыточный регион с дешевой электроэнергией) и Центром России. В настоящий момент 85% в топливном балансе электростанций европейской части России занимает газ, вовлечение угольной энергетики в баланс позволило бы высвободить ресурсы «Газпрома» для поставки на внешние рынки, отмечает эксперт.

Экономия газа может составить до 15 млрд кубометров в год. Также появляется возможность сократить перевозку ископаемого топлива на электростанции Урала и европейской части России.

Интерес En+ объясняется тем, что в рамках СП с китайской Yangtze Power «Евросибэнерго» компания планирует ввести до 10 ГВт новых мощностей в Сибири. Пиковую мощность компании намереваются продавать в Китай, а по энергомосту могли бы направлять энергию и в европейскую часть России, где цены выше.

En+ предлагает три варианта финансирования работ — НИОКР Минэнерго или Совета безопасности, инвестпрограмма ФСК или она же плюс софинансирование заинтересованных компаний (с последующим выделением энергомоста в отдельную компанию и конвертацией вкладов по финансированию ТЭО в доли участвующих сторон). Проект оценивается в 36-42 млн рублей за 1 км.

Компетенции, необходимые для строительства, пока сохранились, поясняет эксперт, хотя в последние десятилетия таких линий в России не возводили. В мировой практике ЛЭП сверхвысокого напряжения строят редко, они необходимы лишь для передачи энергии на большие расстояния в крупных энергосистемах.

Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что проблема этого проекта — не только высокая стоимость, но и незаинтересованность в нем эксплуатантов, в первую очередь казахстанской KEGOC, которая сейчас закладывает обслуживание ЛЭП в тариф, а в эксплуатации она на половинном напряжении сверхнадежна, поскольку строилась под существенно более строгие требования.