Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 апреля 2013, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД, (новости источника)

Прокуратура отрицает наличие видеозаписи на «Нерпе»

В прессе начала обсуждаться загадочная видеозапись, которая якобы может пролить свет на причины гибели людей на АПЛ «Нерпа». Оценки значения этой записи у прокуратуры и моряков разнятся. Однако эксперты полагают, что следствие вообще не изучает другие, гораздо более важные для расследования вопросы

Военная прокуратура Тихоокеанского флота отреагировала во вторник на появившуюся ранее в СМИ информацию о том, что существует видеозапись, снятая во время включения аварийной системы пожаротушения на АПЛ «Нерпа», погубившей 20 человек.

В надзорном ведомстве отрицают сам факт наличия такой съемки. «В издании “Свободная пресса” 22 апреля размещена статья (без указания автора) под заголовком “Правда о „Нерпе“ всплывает”. В ней говорится, что в распоряжение редакции попала “уникальная видеозапись”, которая “опровергает многие доводы следствия”. В данном случае в очередной раз искажаются факты, предпринимается пытка ввести в заблуждение общественность, воздействовать на присяжных. Видеозаписи не было вообще, поскольку на АПЛ не было автономной системы видеоконтроля», – говорится в сообщении военной прокуратуры ТОФ.

В прокуратуре считают, что авторы статьи, видимо, говорят о записи из аудиорегистратора событий. «Аудиозапись, на которую делается ссылка в статье, была в полном объеме исследована в ходе следствия и судебного разбирательства. Более того, она была использована главным штабом ВМФ еще в ноябре – декабре 2008 года при расследовании причин происшествия, повлекшего гибель людей. К предмету доказывания она имеет лишь косвенное отношение, поэтому о ее “уникальности” говорить не приходится», – отмечает надзорное ведомство.

В военной прокуратуре сетуют, что в ряде СМИ «не прекращаются публикации, искажающие суть процесса. Отдельные публикации носят предвзятый характер и расцениваются как попытка оказать давление на судебный процесс».

«На съемке заснят момент расшифровки аудиозаписи системы объективного контроля. Эта аудиозапись приобщена к материалам уголовного дела, приобщать видеозапись смысла не было, так как она фактически повторяет аудиоверсию», – заявил РИА «Новости» представитель правоохранительных органов Приморья.

Однако есть и другие точки зрения по поводу того, имеет ли смысл данная видеозапись для следствия.

«Запись, которая опубликована в прессе, совершенно аналогична записи с изъятого прокуратурой диска, только дополнительно несет видеоизображение прибора и подтверждает безукоризненность действий командира и экипажа в соответствии с “Руководством по борьбе за живучесть „ВМФ“, — заявил контр-адмирал Андрей Войтович, занимавший в момент трагедии должность замначштаба Тихоокеанского флота.

„Именно эта видеозапись, а не запись на диске, которую изъяла прокуратура в ходе работы комиссии главного штаба, повлияла на невозможность написания в акте расследования про неподготовленность личного состава экипажа“, – заявил он.

По его словам, судьба оригинала записи на данный момент неизвестна, поскольку диск был изъят прокуратурой сразу после аварии, а прослушать содержание диска вне лодки возможно было только в Приморье на предприятии „Аврора“, имевшем точно такую же аппаратуру, но и при этом являющемся одной из заинтересованных сторон конфликта.

Он отметил, что это уже не первый случай, когда сведения, предоставляемые в СМИ прокуратурой, оказываются излишне „субъективны“. Но это, скорее всего, связанно с попытками защитится от общественной критики, окружающей повторный судебный процесс, добавил собеседник.

„Так, командующий Восточным военным округом адмирал Сиденко, выступая на повторном процессе, заявил, что капитан первого ранга Лаврентьев, по его мнению, в аварийной ситуации действовал правильно, благодаря чему удалось избежать более крупных жертв. Однако прокуратура распространила сообщение о том, что Сиденко обвинил Лаврентьева в неграмотных действиях. Искаженная информация вызвала большой негативный резонанс у ветеранов-подводников ТОФ“, – сказал контр-адмирал.

Капитан 1 ранга запаса Михаил Воженский, принимавший участие в испытаниях подводных лодок, в интервью газете ВЗГЛЯД обратил внимание на то, что в ходе следствия никто не адресовал вопросов предприятию „Аврора“.

„Что мы знаем про эту аварию? Мы до сих пор не получили ответ, кто контролировал заливку некондиционного, мягко говоря, огнегасящего продукта в систему пожаротушения. Почему сработала сигнализация? “Авроровы” ушки из этой аварии торчат: систему автоматики на системе пожаротушения разработала “Аврора”, и как она себя повела, и почему получилось так, как получилось, совершенно непонятно». До сих пор нет никаких телодвижений в сторону виновных относительно контроля за подготовкой системы пожаротушения к эксплуатации. А свалить все на личный состав — это самое простое и бездарное", – сказал он.

«Меня, когда я еще только пришел на флот, учили: что бы ни произошло, всегда виноват командир, – говорит Волженский. – И это правда. Вина командира всегда есть: он где-то что-то не предусмотрел, что-то кому-то не приказал. А вот кто виноват со стороны завода, кто позволил заливать некондиционный огнегаситель, никто не спрашивает. Вот это удивительно. А командира трясти – нет ничего проще: “ты командир, вот ты и отвечай”.

Во вторник в военном суде Тихоокеанского флота состоялись прения сторон по делу об аварии. “Было много эмоций, но обошлось без эксцессов, – прокомментировал исход заседания представитель защиты подсудимых. – На четверг запланировано, что подсудимые выступят перед присяжными и изложат свои аргументы и выводы в последнем слове”. По его мнению, обе стороны процесса основательно подготовились к прениям и смогли аргументировать свою позицию в суде.

Авария на “Нерпе” произошла во время ходовых испытаний в Японском море. В ночь на 9 ноября 2008 года на АПЛ внезапно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в результате чего произошел выброс фреона, от чего в двух отсеках задохнулись 20 человек: трое военных и 17 гражданских специалистов.

Обвиняемыми по делу  проходили капитан этой АПЛ Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист старшина Дмитрий Гробов.

По версии следствия, Гробов, несмотря на наличие внутренней связи, якобы включил пожарную сигнализацию, чтобы подозвать вахтенного. В результате таких действий сработала система пожаротушения, заполнившая два отсека АПЛ фреоном. Сам Гробов факт нажатия аварийной кнопки на суде отрицал.

Тихоокеанский военный флотский суд на основании вердикта коллегии присяжных от 30 сентября 2011 года признал обоих фигурантов дела невиновными.

Решение было опротестовано военной прокуратурой ТОФ, и 4 мая 2012 года военная коллегия Верховного суда России отменила вердикт Тихоокеанского флотского военного суда о невиновности командира атомной субмарины “Нерпа” Дмитрия Лаврентьева и старшины Дмитрия Гробова в аварии. Дело на повторное рассмотрение поступило в Тихоокеанский флотский военный суд 5 июня.

В декабре прошлого года была сформирована коллегия присяжных, сделать это удалось лишь с четвертой попытки.

Почему комментарии платные?

Уважаемый читатель!

Мы ввели платную подписку на комментарии, чтобы удерживать общение пользователей в уважительном русле, исключив оскорбления, провокации, ненормативную лексику, а также спам, флуд и другие виды неконструктивного диалога. Чтобы добавлять собственные комментарии, необходимо оплатить подписку.