Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 августа 2014, источник: РИА Новости

Трагедия в московском метро 40 дней спустя: кто виноват и что делать

МОСКВА, 23 авг — РИА Новости. Сорок дней назад произошла крупнейшая в истории московского метро техногенная катастрофа — после резкой остановки поезда три вагона сошли с рельсов, погибли более 20 человек

Источник: РИА Новости

Реакция на катастрофу была бурной: начальника метро Ивана Беседина уволили, в подземке началась череда проверок инфраструктуры, на четырех сотрудников метро завели уголовное дело. По заверениям властей, сейчас безопасности пассажиров ничто не угрожает, но вопрос о том, как избежать повторения этой трагедии, еще предстоит решить.

Сороковой день после гибели важен в православной традиции, согласно которой душа в этот день окончательно покидает земной мир. Близкие в 40-й день собираются, что проститься с ушедшим (поминки). Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на 40-й день со дня трагедии в московском метро во время литургии в Николо-Пешношском монастыре вознесет молитвы об упокоении всех погибших в результате аварии.

Вторник

Утром 15 июля на перегоне «Парк Победы» — «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской («синей») линии метро три вагона сошли с рельсов. Движение поездов от «Парка Победы» до следующей станции «Молодежная» было прервано. На месте аварии работали специалисты МЧС, полиция и медики, а число пострадавших и погибших возрастало с каждым часом.

В итоге в результате аварии погибли более 20 человек, в том числе не выжил машинист поезда. Пострадали более 150, многие из них получили тяжелые травмы. После извлечения тел погибших сотрудники МЧС и метро начали разбирать поврежденные вагоны и восстанавливать пути.

На месте также работал следственный комитет, так как причину аварии удалось установить далеко не сразу.

Сразу же после аварии власти организовали работу компенсационных маршрутов автобусов, для них выделили специальную полосу на дороге, а сотрудники столичной транспортной компании (Мосгортранса) направляли потоки пассажиров к близлежащим остановкам. Они работали до восстановления движения на Арбатско-Покровской линии и еще два дня после. Поезда на поврежденном участке пустили только через четыре дня после аварии.

Отставка начальника

Во время катастрофы начальник московского метро Иван Беседин находился в отпуске, что вызвало критику со стороны москвичей. Источник в мэрии города рассказал РИА Новости, что Беседин написал заявление на отпуск за две недели до ЧП и как только ему сообщили о трагедии, сразу же вернулся в Москву. Однако Беседин был уволен, а на его место назначили Дмитрия Пегова, возглавлявшего ранее дирекцию скоростного сообщения «Российских железных дорог».

Собянин также заявил, что «трагедия перечеркнула ту огромную работу, которая проводилась в метро в последние годы».

Беседин — тоже выходец из РЖД и был назначен начальником московской подземки в феврале 2011 года. Столичные власти поставили перед ним две задачи: «самую ближайшую — увеличение строительства линий метрополитена в количественном и качественном отношении», вторую — разработать инновационные решения в безопасности на метро.

Для экспертов отставка Беседина не стала сюрпризом. Логичным они называют и назначение на пост главы метрополитена сотрудника РЖД. «Я думаю, что решение по увольнению начальника метро вполне ожидаемо. Вряд ли решение проблемы сводится только к кадровой составляющей, но кадровая все равно была», — сказал РИА Новости гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Стрелочный перевод

По факту ЧП было возбуждено уголовное дело, внутреннее служебное расследование начал и сам метрополитен. При этом московские власти долго хранили молчание по поводу причины аварии, а затем назвали главной версией неправильную эксплуатацию стрелочного перевода. Следствие также придерживается этой версии.

В то же время и мэр Москвы, и новый начальник метро Пегов неоднократно подчеркивали, что трагедия произошла не из-за технических неполадок, а из-за отсутствия дисциплины у отдельных сотрудников. С ними согласились и москвичи — согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, около 55% респондентов решили, что ЧП произошло из-за халатности сотрудников, и только 4% посетовали на технические неисправности.

Обвинение «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц» было предъявлено старшему дорожному мастеру службы пути Валерию Башкатову, его помощнику Юрию Гордову, а также директору по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолию Круглову и заместителю начальника дистанции капитального ремонта службы пути метро Алексею Трофимову.

По мнению следствия, Круглов был ответственным за производство работ по врезке стрелочного перевода на перегоне, где произошла авария, но не проконтролировал работы надлежащим образом. Трофимов, участвовавший в строительстве стрелочного перевода, неправильно закрепил остряк стрелки, что привело к аварии, полагает следствие.

Контроль и анкеты

Сразу же после аварии метро провело внеплановую проверку всей инфраструктуры, участок, на котором произошло ЧП, лично осмотрел мэр, а новый начальник подземки Пегов пообещал лично обследовать каждую станцию. Более того, он предложил создать в метро группу быстрого реагирования на случай ЧП и поручил всем ответственным за участки инфраструктуры лично осмотреть свои участки. Он также заверил, что угрозы безопасности пассажиров сейчас нет.

Чтобы сделать метро более открытым, было решено провести соцопрос среди пассажиров. Им предложили оценить качество работы метро по основным показателям: соблюдение графика движения, качества работы эскалаторов и билетных касс, работа сотрудников. Во всех анкетах также предусмотрена возможность оставить свои пожелания.

Всем пострадавшим и семьям погибших власти Москвы и метрополитен обязались выплатить компенсации — от 50 тысяч рублей до 1 миллиона рублей (от 1,4 тысячи до 28 тысяч долларов). Также московский метрополитен выплатит по 2 миллиона рублей (55 тысяч долларов) на каждого погибшего и по 1 миллиону на пострадавшего. Кроме того, департамент соцзащиты Москвы провел опрос семей пострадавших и погибших для оказания им адресной помощи.

Безальтернативность метро

Как сообщил РИА Новости руководитель экспертно-аналитического центра Probok.net Андрей Мухортиков, чтобы повысить уровень безопасности в метро, нужно его сначала разгрузить.

«Метро — это единственная опорная транспортная система Москвы, она безальтернативна. Оно строилось на протяжении 80 лет, и понятно, что за это время накопился определенный груз проблем. Сейчас оно максимально загружено, и из-за такой интенсивности страдает качество его работы», — сказал эксперт.

Он отметил, что властям необходимо развивать альтернативные виды транспорта, например электрички наподобие немецкой S-Bahn, которая объединена с метро транспортно-пересадочными узлами, а также строить хордовые автомобильные магистрали и туннели на периферии города. Также нужно повышать дисциплинированность сотрудников, считает Мухортиков. «Ведь то, что произошло, произошло из-за халатности, но халатность тоже зависит от многих факторов, в том числе от сроков, которые могут поджимать», — объяснил собеседник агентства.

В то же время руководитель Научно-исследовательского института транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин подчеркнул, что метро — самый безопасный вид транспорта. «За все время существования всех метрополитенов мира там погибло меньше человек, чем за год на улицах нашего города. Аварийность в метро на пять порядков ниже, чем на дорогах», — сказал он.

При этом эксперт подчеркнул, что в подземке есть система очень строгих регламентов и норм. «Если их все соблюдать, то максимум, что может случиться, это небольшой технический сбой — постоим пару минут в туннеле и все. Другое дело, что эти нормы сейчас, как показала авария, не соблюдаются. Я искренне надеюсь, что при новом начальстве все эти “воинские уставы” будут соблюдаться», — поделился Блинкин.

Технические аварии в московском метро в 2008–2014 годах