Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 мая 2015, источник: Газета.Ру

Виновников ДТП посчитали перед амнистией

В 2014 году более 11,5 тысяч водителей были осуждены в России за тяжкие ДТП. Этот показатель оказался значительно ниже, чем годом ранее, хотя смертность на дорогах осталась на прежнем уровне. Причиной тому стала амнистия в честь 20-летия Конституции РФ, которая позволила избежать наказания тысячам водителей. Новая амнистия в честь победы в ВОВ поможет уйти от какой-либо ответственности подавляющему большинству виновников тяжких ДТП.

Верховный суд (ВС) РФ подвел статистические итоги деятельности российских судов в 2014 году. В общей сложности по «водительской» 264 статье УК РФ, которая включает в себя шесть различных составов правонарушений, было осуждено 11 696 человек. Этот показатель оказался значительно ниже предыдущего года — в 2013-м водителей-преступников было 15 267 человек.

Из них 4307 человек устроили тяжкие ДТП с ранеными и погибшими в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Этот показатель за год практически не изменился. Между тем, ситуация может улучшиться по итогам этого года. С 1 июля будет введена уголовная ответственность за сам факт езды в пьяном виде. По замыслу властей это должно заставить водителей реже садиться за руль пьяными.

Кого осуждают за тяжкие ДТП

В отчете ВС содержатся подробные сведения о том, кто именно попадает на скамью подсудимых по данной статье.
Так, среди 11 696 осужденных оказалось 793 женщины, в том числе 26 пенсионерок.

Что касается в целом возраста водителей-преступников, то среди них нашлось 63 подростка в возрасте 14−17 лет, что впрочем, почти вдвое меньше, чем в 2013-м. А самая большая категория осужденных — 4895 человека — люди в возрасте 30−49 лет.

Под суд в прошлом году также пошли 217 граждан из стран СНГ и 89 представителей дальнего зарубежья. У семи человек какого-либо гражданство не оказалось вовсе.

Почти все осужденные являлись жителями того места, где и совершили тяжкое ДТП, хотя, к примеру, статистика сообщает, что на скамью подсудимых отправились и семь бомжей.

Подавляющее большинство виновников тяжких аварий — более восьми тысяч человек — имеют только среднее или среднее-специальное образование. Более тысячи человек, то есть каждый десятый, даже не смогли закончить среднюю школу.

Неудивительно, что и среди профессий осужденных с огромным отрывом лидируют безработные (4479 человек, из которых официально безработными числятся лишь 60 человек) и представители рабочих специальностей (4623 человека).

Также в прошлом году под суд за ДТП попали 114 военнослужащих, пять адвокатов и нотариусов, 112 государственных и муниципальных чиновников, 99 сотрудников СКР, прокуратуры и других правоохранительных органов, что на 20 человек меньше, чем годом ранее.

При этом статистика, по всей видимости, не учитывает полицейских, которых увольняют со службы, как правило, сразу после инцидента и под суд они уже идут как безработные. Такая же практика широко распространена и при совершении преступлений сотрудниками других силовых ведомств и служащими.

Как осуждают за тяжкие ДТП

Минувший год не изменил тенденцию предыдущих лет, согласно которой большинство осужденных за тяжкие аварии могут рассчитывать на значительное более мягкое наказание, чем это теоретически предусмотрено законом.

В статье 264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), во всех шести пунктах указывается, что все деяния совершены водителями по неосторожности, то есть неумышленно. На мягкость судебной системы также серьезно влияет и отсутствие нижних границ наказания осужденных. Поэтому даже пьяные водители, совершившие ДТП с несколькими погибшими, получают в лучшем случае половину от максимально возможного срока, который, согласно п. 6 предусматривает до девяти лет лишения свободы.

Несправедливость ситуации, наконец-то, заметили и в Госдуме. Уже с 1 июля пьяным водителям, устроившим смертельные аварии, будет сложнее рассчитывать на небольшой срок — для них в УК появится четкая граница минимально возможного наказания.

По ч. 4 ст. 264 УК РФ (один погибший) будут давать не просто до семи лет лишения свободы, а уже от двух до семи лет, а по ч. 6 той от четырех до девяти лет.

Особенно гуманность российского правосудия видна при анализе каждого отдельного пункта ст. 264 УК РФ.

По ч.1 ст. (ДТП с тяжело раненным, наказывается лишением свободы до двух лет лишения свободу) за решетку из 2803 осужденных попали всего 99 человек. Из них 80 получили наказание до года колонии, а остальные от одного до двух лет.

По ч.2, которая наказывает за то же деяние уже пьяных водителей (до четырех лет лишения свободы), картина схожая. Из 2203 осужденных реальный срок получила лишь треть — 766 человек. Подавляющая часть осужденных получила не больше двух лет колонии и всего один (!) человек осужден на срок более трех лет.

По ч. 3, по которой судят трезвых водителей, устроивших смертельную аварию (до пяти лет лишения свободы), осуждены больше всего автомобилистов — 3941. Здесь реальный срок в колонии получила уже почти половина подсудимых — 1848 человек. При этом половина из них — 926 человек — сели всего на срок от одного до двух лет, а 325 человек осуждены на срок менее года. Наказание в виде лишения свободы свыше трех лет получили всего 99 человек.

Пьяные водители, устроившие смертельные аварии (п. 4, до семи лет лишения свободы) уже, как правило, отправлялись за решетку — 1481 человек из всего осужденных 1843 отправились в колонию. Здесь большая часть водителей получила всего от двух до трех лет колонии. При этом стоит отметить, что как и в случае с ч. 3, по данной части почти всех осужденных направляли в колонии-поселения, где режим не сопоставимо мягче по сравнению с обычной колонией.

Чаще всего, избежавшим ответственности удалось примириться с родственниками погибших и пострадавших, благодаря чему из-за примирения сторон суд закрывает дело.

Лишь по самым тяжелым пунктам, за смертельные аварии с двумя и более погибшими, совершенными трезвыми (ч.5) и пьяными водителями (ч.6), закон более-менее строг, хотя и тут виновники получают значительно меньше, чем могли бы. Реальные сроки здесь получает львиная доля осужденных, хотя даже за такие преступления некоторые умудряются избегать серьезного наказания — по ч.5 таковых набралось 170 человек, и даже по ч.6 шесть пьяных водителей избежали колонии.

В новом году, в связи с принятием масштабной амнистии в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне (ВОВ), под амнистию попадут почти все водители-преступники.

Согласно тексту постановления, принятому в конце апреля, на нее смогут рассчитывать все, кто совершил преступление по неосторожности и получил до пяти лет лишения свободы. Отдельные основания для выхода на свободу появятся и у отдельных категорий граждан, например пенсионеров, несовершеннолетних и других льготников.

Будут прекращены уголовные дела, еще не поступившие для рассмотрения в суд, а также на свободу смогут выйти уже осужденные водители, которым осталось сидеть менее года — таких окажется довольно много, учитывая небольшие сроки наказания.

В конечном итоге российские колонии будут практически очищены от водителей-убийц. На свободу не смогут выйти только виновники самых тяжелых аварий, а почти все, кто совершит ДТП в период действия акта амнистии, смогут на законных основаниях избежать наказания — в 2014 году лишь 127 приговоров водителям, то есть около 1% предписывали наказание более пяти лет лишения свободы.

Автор: Анатолий Караваев

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку