Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 мая 2015, источник: РИА "Воронеж"

В аварии ракеты «Протон-М» с воронежским двигателем обвинили ошибившихся мастеров

«Протон-М» в 2013 году рухнул из-за поставленных «вверх ногами» датчиков.

Следователи СКР озвучили версию крушения ракеты «Протон-М» в июле 2013 года. Авария произошла из-за неверно закрепленных датчиков и отсутствия контроля представителей Минобороны, заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин в среду, 27 мая. В ракете был установлен воронежский двигатель. Однако в инциденте с «Протон-М» он был исправен. В отличие от других ситуаций, когда специалисты называют причиной аварий некорректную работу двигателей. Так, по основной версии, авария 16 мая 2015 года ракеты-носителя «Протон-М» произошла из-за нештатной работы двигателя третьей ступени.

За крушение ракеты в 2013 году перед судом предстанут работники Государственного космического научно-производственного центра имени им. М. В. Хруничева. Электромонтажник специзделий Денис Гришин, мастер Александр Николаев и контролер Диана Гудкова обвиняются в нарушении правил безопасности при ведении иных работ (ч. 1 ст. 216 УК РФ), отметили в СКР.

По версии следствия, Гришин, Николаев и Гудкова в 2011 году занимались установкой на ракету-носитель «Протон-М» датчиков угловых скоростей в канале рыскания. Из-за нарушения технологии они установили датчики неправильно — с поворотом на 180 градусов, фактически «вверх ногами». Система управления ракеты-носителя оказалась нарушена. Поэтому «Протон-М» при запуске рухнул. Из-за крушения ракеты с блоком из трех космических аппаратов «Глонасс-М» государству был причинен ущерб в 5 млрд рублей.

Кроме того, следователи обвинили в халатности (ч. 1 ст. 293 УК РФ) начальника 1653 военного представительства Минобороны РФ Марата Насибулина. Как они установили, военный не проконтролировал установку датчиков на «Протон-М». Военный объяснил это тем, что долгое время при установке таких приборов нарушений не выявляли. А еще у Насибулина сократили сотрудников. Два этих фактора натолкнули начальника на идею исключить контроль установки датчиков на «Протон-М». Поэтому сотрудник военного представительства не присутствовал при установке приборов.

— Гришин, Николаев некачественно выполнили работу, то есть создали условия для аварии. Гудкова и Насибулин являлись конечным звеном в процессе, обязаны были устранить эти условия, но ничего не сделали. Последующий контроль уже не позволил бы выявить ошибки в установке приборов. Предотвратить неисправность можно было только на этапе работы в 2011 году, — пояснил Владимир Маркин.

Следователи проанализировали проблемы производства, провоцировавшие крушение ракеты. В 2009—2011 годах в Центре имени им. М. В. Хруничева появилось много новых неопытных работников и выросло количество сотрудников предпенсионного возраста. При этом кадровые проблемы появились в условиях роста объема производства, увеличения количества заказов, что повлияло на качество работ.

— Если смотреть более глубоко на проблему, то причиной, способствовавшей аварии, конечно же, является падение авторитета рабочих профессий, который произошел в 90-е годы, и последовавший за этим дефицит высококвалифицированных кадров, — подчеркнули в СКР.

В качестве причины недавней аварии с «Протон-М», которая произошла 16 мая 2015 года при выводе на орбиту мексиканского спутника, эксперты назвали нештатную работу двигателя третьей ступени. К расследованию инцидента подключили специалистов воронежского КБХА (Конструкторского бюро химавтоматики), сообщили РИА «Новости». По иронии судьбы, в мае 2014 года стартовавший с космодрома «Байконур» «Протон-М» сгорел в плотных слоях атмосферы. Причиной аварии стало разрушение подшипника в турбонасосном агрегате рулевого двигателя третьей ступени ракеты.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку