Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ураган «Офелия» окрасил небо над Англией в красный цветДо берегов Великобритании добрался ураган «Офелия», принеся с собой песок из Сахары и дым от лесных пожаров в Португалии
9 июня 2015, источник: Газета.Ру

«Даже штурман внутри подлодки слышит, когда он летит»

Авария с участием дальнего бомбардировщика Ту-95 на Дальнем Востоке унесла жизнь одного из пилотов, второй с тяжелыми ожогами госпитализирован. Самолеты этого типа находятся на вооружении с 1955 года, но продолжают использоваться ВВС России. «Газета.Ru» поговорила с летчиками, которым доводилось летать на этой боевой машине, чтобы выяснить, насколько они пригодны для использования в наши дни.

Ту-95 — единственный в мире бомбардировщик дальнего следования с турбовинтовым двигателем. За время эксплуатации было разработано более десятка его модификаций. Кроме того, за историю существования самолета с ним произошло 28 крупных аварий, которые привели к потере бомбардировщика и гибели членов экипажа. Тем не менее, в планах Минобороны РФ сохранить эту машину на вооружении до 2025 года. Для этого на самолете будет заменено радиоэлектронное оборудование и установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101. Также появится навигационный комплекс на базе ГЛОНАСС. Всего планируется модернизировать несколько десятков бомбардировщиков, а остальные — списать. Летчики, которым, доводилось летать на бомбардировщиках данного типа, считают, что этот самолет вполне надежный.

— Насколько Ту-95 вообще в состоянии выполнять те задачи, для которых был создан?

— Александр Даломанов, летчик с 5-летним стажем. Вопрос сложный, но так как сейчас на вооружении находятся глубоко модернизированные машины, то вполне в состоянии. В настоящее время его используют и для разведки в том числе. Свою надежность эта машина подтвердила, совершая многочасовые перелеты к территории других стран (Великобритании, Канады, США, Японии) с дозаправкой в воздухе.

— Рустем Асамбаев, штурман с 7-летним стажем: У меня и отец на нем летал, и я сам сейчас прохожу службу на этом самолете. Это надежная машина, «рабочая лошадка» нашей дальней авиации, она на 100% может использоваться по своему предназначению, и еще долго будет использоваться. Бомбардировщики этого типа постоянно модернизируются.

— А почему, несмотря на свой солидный возраст, Ту-95 до сих пор состоит у нас на вооружении?

— Александр Даломанов: Машина удачная, вот и состоит. У нас, конечно, есть и более современные самолёты — Ту-160 например.

Но посмотрите: аналог нашего Ту-95 у американцев — это B-52, который также был принял на вооружении в середине 1950-х прошлого века. Они его также до сих пор используют, и тоже, как и мы модернизируют все время.

— Рустем Асамбаев. Начнем с того, что создание нового стратегического бомбардировщика, а потом подготовка пилотов для него — крайне дорогостоящий процесс. А военный бюджет у нас, сами знаете, не резиновый. Думаю, правильнее те деньги которые есть, вложить в закупку топлива для летчиков, чтобы они чаще летали и совершенствовали свои навыки. Посмотрите на характеристики самолета Ту-95: у него огромный радиус действия и большая бомбовая нагрузка.

— На самолете установлен турбовинтовой двигатель. Это плюс или минус машины?

— Когда принимали его на вооружение, у него был конкурент — бомбардировщик конструкции Мясищева. Но вот приняли Ту-95. Чего там было больше — политики и для логики, я не скажу, так как не знаю. Но в итоге получилось удачно. И не надо смотреть косо на эти моторы: многие самолеты, например американской транспортной авиации, используют турбовинтовые двигатели. И ничего. Короче говоря, хоть это и винтовой самолет, он имеет преимущество над реактивными бомбардировщики в экономичности расхода топлива, хотя и несколько им уступает в скорости. Учитывая ведение боевых действий с прикрытием истребительной и штурмовой авиации, сверхзвуковая скорость для данного самолёта, не такая уж и необходимость. Так что я считаю, что этот самолет ещё долго сможет выполнять возложенные на него обязанности при должной эксплуатации.

— Рустем Асамбаев: Этот двигатель — скорее плюс, чем минус самолета. Он выигрывает по сравнению с машиной, оснащённой реактивным двигателем, если мы анализируем такой важный параметр, как соотношение тяги к расходу топлива самолета. В целом Ту95 экономичнее своих реактивных конкурентов, но в скорости дозвуковым реактивным бомбардировщика не сильно проигрывает. А сверхзвуковые бомбардировщики сейчас не используют. Дальность и продолжительность полета у него больше, чем у машин с реактивным мотором. Серьезный минус, который я бы отметил — Ту-95 очень шумный самолёт. Говорят, даже штурман внутри подводной лодки слышит, когда он летит.

— Как в думаете, почему могла произойти авария на авиабазе Украинка, в ходе которой погиб член экипажа?

—  Александр Даломанов. Не знаю, никто из моих знакомых там не служит. Пусть следователи разбираются.

— Рустем Асамбаев: Причин может быть великое множество — от отказа техники до халатного отношения наземных служб к своим обязанностям. Но подобная история могла произойти абсолютно с любым самолетом, не надо сразу списывать этот инцидент на возраст Ту-95. Хотя, конечно, рано или поздно их все равно заменят более новыми машинами.

Автор: Владимир Ващенко