Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
В Femen объявили о распаде движенияАктивистка Femen Яна Жданова заявила, что на Украине движение больше не существует
11 июня 2015, источник: Газета.Ру

Софт обрушил самолет

Причиной майского крушения военно-транспортного самолета Airbus A400M могла стать неправильная установка компьютерных программ управления двигателями. Об этом со ссылкой на данные расследования сообщает BBC News.

Источник: AP 2016

Один из самых больших турбовинтовых самолетов в мире 9 мая потерпел крушение под Севильей, рухнув наземь спустя всего минуту после взлета. В результате погибло четверо членов экипажа, а еще двое получили тяжелые ранения.

Ответственное за выпуск и эксплуатацию военно-транспортной авиации подразделение Airbus Defence and Space позднее заявило, что причиной крушения стал отказ трех из четырех двигателей самолета.

Комиссия по техническому расследованию катастроф военных самолетов (CITAAM) в свою очередь сообщила, что сразу после взлета вращение винтов замедлилось, а двигатели не отвечали на команды увеличения скорости.

При этом специалисты сразу установили, что причиной отказа стали неполадки в электронном блоке управления.

Тем не менее, на этой неделе сразу несколько источников в комиссии сообщили Reuters, что истинной причиной крушения могла стать ошибка установки софта в системы управления двигателем.

Дело в том, что при разработке самолета в 2009 году инженеры создали крайне сложную компьютерную систему контроля за вращением винтов, что во многом и повысило стоимость разработки машины до $22.5 млрд.

При этом для обеспечения дополнительной безопасности систему сделали уникальной для каждого отдельного самолета, а сам софт необходимо устанавливать для всех четырех двигателей по отдельности.

В прошлом году ответственный за разработку двигателей консорциум Europrop International, куда входят инженеры Rolls-Royce, Safran, MTU Aero Engines и ITP, выпустил обновление для их компьютерных систем и провел проверку всех самолетов на безопасность софта.

Однако по словам одного из источников Reuters, она носила во многом формальный характер, поскольку сбоев в работе двигателей ранее не наблюдалось.

В результате, общая халатность инженеров привела к ошибке при установке компьютерной программы на рухнувший самолет, и параметры проверки вращения винтов для трех двигателей оказалась удалены. Поскольку система оповещения о неполадках впервые срабатывает лишь на высоте 120 метров над землей, пилоты не могли заранее знать о проблемах с винтами.

В свою очередь, другая компьютерная программа, ответственная за состояние двигателей, не получила актуальную информацию о вращении трех винтов и автоматически заглушила двигатели во избежание дальнейшего ущерба.

«Обычно программа активировалась для защиты одного из двигателей от повреждений. Никто и не предполагал, что подобное может случиться сразу с тремя моторами», — рассказал Reuters источник, знакомый с историей разработки самолета.

По его словам, Европейское агентство авиационной безопасности уже успело разослать всем странам-владельцам Airbus A400M экстренное предупреждение о возможном повторении ошибки на их самолетах.

«В современном авиастроении существуют два тренда. Первый из них подразумевает максимально широкое использование инновационного ПО и повышение автоматизации всех операций на борту. Второй же предполагает все более строгий контроль за новыми вычислительными системами с помощью внедрения дублирующей системы вычислителей и считывателей информации», — рассказал «Газете.Ru» руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

По словам эксперта, в каждом из вычислителей присутствует несколько процессоров, функционирующих на собственных операционных системах. За счет этого риск сбоя существенно снижается.

«Однако в относительно новых самолетах присутствуют непредвиденные факторы риска, так что подобные происшествия время от времени случаются. Катастрофа на некоторое время снизит интерес потенциальных покупателей к самолету, но в долгосрочной перспективе вряд ли отразится на портфеле заказов Airbus», — подытожил Пантелеев.

Отметим, что командование ВВС стран НАТО уже запретило техническому персоналу использовать компьютерную систему, установленную на разбившемся самолете, и приказало в срочном порядке провести дополнительную проверку технического состояния авиапарка Airbus A400M.

В компании Airbus в свою очередь отметили, что катастрофа никак не повлияет на запланированный тестовый полет самолета в рамках предстоящего авиасалона Ле Бурже.

Автор: Владимир Тодоров

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей